Русский кирпичный стиль

Русский кирпичный стиль

Кирпичный архитектурный стиль

Сущность кирпичного стиля

Термин «кирпичный стиль» использовался для описания неоштукатуренных фасадов зданий периода историзма в России (конец XIX века). Для такого стиля характерным является замена лепнины и штукатурки кирпичным декором.

Термин был введен в употребление российскими искусствоведами, стремящимися описать эклектичные постройки Виктора Шрётера. Впоследствии отсутствие отделочного штукатурного слоя вошло в моду, и многие архитекторы стали строить кирпичные здания, относящиеся к рациональному модерну, неоклассицизму или псевдорусскому стилю. Примечательно, что само по себе отсутствие штукатурки на фасаде стилеобразующим признаком не является.

Надо сказать, что сооружения с неоштукатуренными фасадами встречались в России уже в XVIII веке. Это были преимущественно производственные и складские помещения, а также казармы и парковые павильоны.

Рисунок 1. Кирпичное зодчество. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В современной литературе преимущественно под термином «кирпичная архитектура» понимается рационалистическое течение в архитектуре историзма, что относится ко второй половине XIX века. При отказе от штукатурки декоративное значение стали принимать кирпичные фасады: их стали выкладывать из полихромного кирпича, глазурованной плитки, также нередко использовался натуральный камень.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Подобные сооружения максимально подходили к условиям российского климата и были относительно недороги. В этой связи такие кирпичные сооружения быстро получили популярность в российских провинциях. Таким образом, кирпичное зодчество является рационализацией историзма для массового и утилитарного строительства.

Здания в кирпичном стиле в России проектировали такие известные архитекторы, как:

  • Карл Шмидт;
  • Виктор Шрётер;
  • Гаральд Боссе.

Что касается периода СССР, то фасады из красного кирпича строились в период с 1920-х по 1930-е годы. Они представляли собой образцы в стиле упрощенного конструктивизма. Нередко встречаются они и в архитектуре «типичных» сталинских домов, в первую очередь довоенных. После выхода постановления о «борьбе с излишествами в архитектуре» в 1955 году, поскольку к излишествам была отнесена штукатурка, многие сталинские дома получили народное название «ободранные сталинки». С этого момента все жилые кирпичные сооружения в СССР строились без штукатурки. Они представляли собой своеобразные «функциональные» коробки из наиболее доступного силикатного кирпича. В некоторых случая в целях декора светлый силикатный кирпич сочетали с красным, выкладывая из него определенные фрагменты фасадов или настенные узоры.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Если говорить о современном строительстве, то подобная практика применяется и сегодня при кирпичном и монолитно-кирпичном строительстве, однако, к кирпичному стилю подобные здание уже не относят.

Кирпичный стиль Петербурга

В Петербурге кирпичный стиль получил широкое распространение в 1870-90-е годы. Его популярность объясняется органичным сочетанием эстетики и дешевизны строительства. В поисках компромиссов между функциональными и конструктивными аспектами архитекторы стали использовать кирпичную кладку как отделочный материал. Сама по себе кирпичная стена без штукатурного слоя и гипсовых украшений оказалась вполне приемлемым вариантом, поскольку она обладала выразительностью за счет рельефной структуры кладки. Поверхность кладки чаще всего оставалась обнаженной или отделывалась керамической плиткой.

Узор мог состоять из двух цветов кирпича, нередко вводились дополнительные детали из керамики. Кирпич оказался материалом, хорошо пригодным для строительства в российских широтах. В середине XIX века в России каменщики могли делать из кирпича поистине уникальные дома, ведь даже сейчас некоторые из этих построек выглядят вполне достойно.

Рисунок 2. Кирпичный архитектурный стиль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует заметить, что некоторые промышленные постройки Петербурга в кирпичном стиле выглядят не менее привлекательно, чем жилые. По богатству форм кирпичный стиль не уступал архитектуре оштукатуренных зданий. Рациональность фасадов и их дешевизна открыла путь массовому кирпичному строительству школ, больниц, жилых домов и других объектов.

Многие здания, построенные для производства, сегодня стали офисными центрами или государственными учреждениями. Некоторые из них стали памятниками архитектуры.

Кирпичный стиль развивался бок о бок с эклектикой, а архитекторы и зодчие творили, обращаясь к культурному наследию прошлых веков. Наиболее популярным для того времени был «русский стиль». Он проявлялся в творческой переработке русской кирпичной архитектуры XVII-го века. Он был особенно популярен в области религиозного строительства (например, храм Покрова на Боровой улице, архитектор – Н.Н. Никонов).

Читать еще:  Шторы к кирпичной стене

«Русский стиль» и кирпичное зодчество

Вышеупомянутый «русский стиль» добавил кирпичному зодчеству полихромную кирпичную кладку, напоминающую узоры для вышивки крестом или плетенку, — мотивам, широко применяемым в русском фольклоре. Например, дом, располагающийся по адресу Угловой переулок, 7, украшен русским орнаментом, который до времен фашизма воспринимался несколько иначе. Очень часто данный мотив встречается на русских вышивках.

Если говорить о кирпичном стиле в более общем смысле, то в этот период существовал еще и «византийский стиль», использующийся, как правило, для строительства больших храмов в честь разных событий.

Помимо «византийского стиля» в кирпичном зодчестве принимал участие и «мавританский» стиль. Это направление использовалось при отделке прекрасных гостиных во многих дворцах. На фасадах зданий реализовывались различные мотивы. Это был период, когда зодчие вдохновлялись как готическими сооружениями, так и постройками времен Возрождения. Многие из них путешествовали, знакомились с образцами мировой архитектуры и все интересные элементы брали на заметку и нередко комбинировали.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Кирпичный стиль

«Кирпи́чный стиль» — условное обозначение неоштукатуренных строений периода историзма в России (конец XIX века). Для «кирпичного стиля» характерна замена лепных украшений и штукатурки декором из неоштукатуренного кирпича.

Содержание

Термин

Термин введён в употребление позднесоветскими искусствоведами для описания эклектичных построек Виктора Александровича Шрётера. Со временем, отсутствие отделки вошло в моду и «в кирпиче» стали строить здания, которые ныне относят к рациональному модерну, неоклассицизму, псевдорусскому стилю и т. п.

Само по себе отсутствие штукатурки стилеобразующим признаком не является.

История

Постройки с неоштукатуренными фасадами встречались в России уже в конце XVIII века — это были в основном производственные и складские сооружения, казармы, парковые павильоны.

В большинстве публикаций под «кирпичным стилем» понимается рационалистическое течение в архитектуре историзма (2-я половина XIX века). При отказе от штукатурки декоративное значение приобретала сама кирпичная кладка: фасады выкладывались из полихромного кирпича, глазурованной керамической плитки, изразцов, терракотовых вставок, нередко использовался природный камень.

Такие постройки были относительно недороги и более «неприхотливы» в условия российского климата, поэтому быстро приобрели популярность в провинции. Таким образом, кирпичный стиль представляет собой рационализацию историзма для массового и утилитарного строительства.

Фасады из красного кирпича без штукатурки строились в массовой архитектуре жилых домов в 1920-е — 1930-е годы в стиле упрощённого конструктивизма и в архитектуре «рядовых» сталинских домов, в первую очередь довоенных. После выхода постановления о борьбе с «архитектурными излишествами» в 1955 году к «излишествам» была отнесена и штукатурка, а многие строившиеся сталинские дома лишились её, получив народное название «ободранные сталинки». С этого момента и до развала Советского Союза все кирпичные жилые дома (хрущёвки, брежневки и т. д.) и большинство других зданий строились без штукатурки, представляя собой типовые функциональные «коробки» из наиболее массового белого силикатного кирпича. В ряде случаев для украшения фасадов с белым кирпичом сочетали цветной, в первую очередь красный, выкладывая из него отдельные части фасада или настенные узоры.

Современность

Подобная практика применяется и сейчас при кирпичном и монолитно-кирпичном строительстве массового жилья. К кирпичному стилю вышеперечисленные здания обычно не относят.

Кирпичный стиль в архитектуре

Кирпичный стиль — – в рациональной архитектуре России последней трети XIX в. получает распространение так называемый кирпичный стиль. Простой и практичный способ отделки фасадов приходит на смену непрочной и недолговечной штукатурке. При возведении здания… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Кирпичный стиль — В рациональной архитектуре России последней трети XIX в. получает распространение так называемый кирпичный стиль. Простой и практичный способ отделки фасадов приходит на смену непрочной и недолговечной штукатурке. При возведении здания… … Архитектурный словарь

Кирпичный стиль — направление рус. неоромантич. архитектуры кон. 19 в., в к ром для облицовки зданий использовался неоштукатур. кирпич. Кирпич. кладка часто имела и декорат. значение, выкладывалась из полихром. кирпича, включала глазуров. керамику или скульптур.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Читать еще:  Кирпич в комнате подростка

Архитектура Санкт-Петербурга — Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия

Кирпичная готика — Ганзейский центр Любека в конце XIX века … Википедия

Шмидт, Карл Карлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шмидт. В Википедии есть статьи о других людях с именем Шмидт, Карл. Карл Карлович Шмидт Сarl Emil Michael Schm >Википедия

Архитектура модерна — Архитектура модерна (архитектура ар нуво) архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890 е 1910 е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более… … Википедия

Архитектура в России — др. рус. каменная А. появляется в связи с принятием христианства и строительством храмов. Первыми архитекторами и учителями рус. мастеров были византийцы, и тем самым рус. А. изначально была включена в европ. культурную традицию. Разнообразие… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Храмы Вильнюса — Это список культовых сооружений Вильнюса православных, католических и лютеранских соборов, церквей и часовен, а также синагог, мечетей и т. п. Не существующие в настоящее время храмы выделены в отдельные подгруппы. Содержание 1 Православные … Википедия

Гражданская архитектура — подразделяется на арх. жил. и обществ. зданий и комплексов. Проф. становление Г.А. началось одновр. с колонизацией У. рус. при стр. первых военно оборонительных и пром. городков (градостроительство; архитектура). Первые жил. и гражд. постройки … Уральская историческая энциклопедия

alekka4alin2012

“Кирпичный стиль” — своеобразное архитектурное направление, выразившееся в полной замене лепных украшений более рациональным кирпичным декором. Иными словами, украшение наружных поверхностей фасадов выполнялось из того же материала, что и стены.

Рациональность и экономичность “кирпичного стиля” позволили применять его в самых различных “модификациях” (готической и романской, древнерусской и ренессансной), в зданиях массового и утилитарного назначения: в рядовой жилой застройке, в промышленных зданиях, в железнодорожных станциях и депо, а также в зданиях учебных корпусов и лечебных учреждений. Поэтому понятие “кирпичного стиля” применимо лишь к постройкам такого типа, а не к крупным официальным зданиям. В сущности, “кирпичный стиль” представляет собой рационализацию эклектики для массового и утилитарного строительства.

Убежденным апологетом “кирпичного стиля” в русской архитектуре был И.С.Китнер, который считал применение кирпичного декора (“без прилепов и раскраски”) для стен из того же материала примером правдивой, органичной архитектуры.

“Кирпичный стиль” демонстрировал практически неограниченные возможности фигурных кирпичей для создания самых сложных декоративных форм, но требовал высокого уровня строительного искусства. А для нашего края с его резко-континентальным климатом, с повышенной солнечной радиацией — он был просто спасением, так как позволял сохранять приличный вид строений довольно длительное время без дополнительных покрасок.

В Оренбурге уцелело довольно много построек, выполненных в “кирпичном стиле”. Это бывшие городские особняки, гостиницы, промышленные и железнодорожные здания, пожарные депо и тому подобное.

Пример бывшего городского особняка, выстроенного в “кирпичном стиле” -жилой дом по улице Чичерина, 14. Построен в последней четверти XIX века для купца Серякова.

Здание поставлено на высокий цокольный этаж, отличается симметричным построением фасада, выходящего на улицу, а также хорошими пропорциями. Декоративное оформление угловых ризалитов, оконных проемов, фризового пояса и аттиков сделано в несколько утяжеленных формах, напоминающих романские.

Наряду с кирпичным декором употреблены — в незначительной степени — и лепные детали (пилястры и капители обрамления окон первого и второго этажей, капители больших полуколонн, “бриллиантовые” квадры цокольной части). Имеются также металлические декоративные элементы: парапетные решетки, мелкие орнаментальные детали под декоративными арками оконных проемов.

К сожалению, в наши дни здание находится в крайне запущенном состоянии.

Другой интересный образец “кирпичного стиля” — бывшая гостиница “Гранд-отель” (Постникова, 27). Здесь привлекают внимание декоративные “выгнутые” лопатки первого этажа, кирпичные полуколонны второго со своеобразными капителями и базами из бетонных отливок, поясок из фигурных кирпичей.

Выше карниза находятся парапетные тумбы с металлическими вазонами, между которыми посещена красивая кованая решетка. В стиле здания выполнена и ограда, а также арка въездных ворот (сами ворота не сохранились).

Читать еще:  Какой цвет сочетается с кирпичной стеной

Следующий пример “кирпичного стиля” — жилой дом по улице Чичерина, 49. До революции, это здание было известно в Оренбурге как “старые номера Коробкова” (“новые номера Коробкова” находятся напротив, Чичерина, 34).

Наряду с декоративными формами, присущими русской архитектуре того периода, на фасадах этого здания можно видеть типично местные художественно-архитектурные приемы: высокие аттики со слуховыми окнами, металлические козырьки с литыми кронштейнами над входами, ажурные кованые решетки ограждения балкона.

Представляет интерес жилой дом по улице Кобозева, 31 (некогда гостиница “Биржевая” с рестораном 1-го класса). На фасадах этого здания применены декоративные формы, заимствованные из классицизма и выполненные в кирпиче, точнее, из нескольких типов фигурного кирпича. Исключение составляют лишь капители полуколонн (из бетонных блоков).

К несчастью, это большое и красивое здание претерпело немало деформаций и находится в чрезвычайно запущенном состоянии. Не сохранились балконы второго этажа с уникальными металлическими решетками ограждения, исчезли парапетные решетки, заложены кирпичом балконные двери, кирпичная кладка местами сильно повреждена.

Но с особенным блеском “кирпичный стиль” применялся в архитектуре крупных производственных строений. Сохранилось огромное пятиэтажное здание, возведенное в 1903 году для паровых мельниц фабриканта Юрова (сейчас один из корпусов мелькрупзавода по улице Ташкентской)

Кирпичный стиль” здесь представлен его несомненно готической модификацией. На это указывают башня с курантами, угловые башенки, мощные аттики боковых ризалитов со стрельчатыми арками, ступенчатые кронштейны карниза, образующие аркатурный пояс. Особый интерес представляет восьмиугольная дымовая труба с кирпичным декором в верхней части. А в целом весь комплекс является примером высокого уровня строительного мастерства н качества исполнения архитектурных деталей.

То же самое можно сказать и о производственном корпусе мелькрупзавода по улице Орлова. Только здесь “кирпичный стиль” перемежается мотивами не только “готики”, но и “ренессанса”.

Или вот пожарное депо с каланчой, покроенное еще в 1876 году. Хотя здание имеет сугубо утилитарное назначение, архитектура его отличается высоким качеством. Композиция депо напоминает ратуши старинных западных городов, а декоративный карниз восьмиугольной башни ассоциируется со “сталактитовым” декором оренбургского Караван-Сарая.

Вы здесь

Кирпичный стиль — неточное название течения рациональной архитектуры конца XIX века. Начало этому течению положило творчество голландского архитектора Хенрика Петрюса Берлаге (Berlage, Hendrik Petrus, 1856-1934), который стремился использовать эстетические свойства натуральных материалов – кирпича с отделкой стен белым камнем (традиционный прием в архитектуре северных стран). Первоначально Берлаге строил в духе историзма, воспроизводящего формы нидерландского ренессанса.

Биржа в Амстердаме, построенная по проекту Берлаге (1897-1903), близка по стилю «кирпичной готике». Здание явилось впечатляющим сплавом национально-средневековой традиции (массивные стены, оживленные аркадами) и современных конструкций (огромный трехэтажный зал, перекрытый кровлей, опирающейся на оголенные стальные фермы). Последователи архитектора создали амстердамскую школу новой архитектуры рационалистического направления. Также широкое распространение «кирпичный стиль» получил и в России конца XIX — начала XX века.

Биржа в Амстердаме. Архитектор Х.П.Берлаге

Однако «кирпичный стиль» в большинстве европейских стран развивался в границах периода Историзма и эклектики второй половины XIX в. и только предвещал рационалистическое течение в архитектуре Модерна. В фасадах зданий произвольно сочетались мотивы разностильного декора, восходящего к романским, готическим, византийским прототипам (сравн. хайматкунст). С помощью глазурованного кирпича и фигурной кладки на фасадах зданий создавались причудливые орнаменты карнизов, тяг, наличников и порталов. Именно отсутствие целостного художественного стиля породило странное название: «кирпичный стиль». В Петербурге в этом «стиле» строили архитекторы И. Китнер, К. Шмидт, В. Шретер. В Новосибирске лучшие здания в этом стиле строил архитектор А.Д. Крячков.

Гостиница Метрополь, Новосибирск — Новониколаевск Городской Торговый корпус, Новосибирск — Новониколаевск. Архитектор А.Д. Крячков

В общем эклектичной и вторичной архитектуре сибири, и в частности, Новосибирска — Новониколаевска кирпичный стиль занимает значительное место. На примере двух зданий — гостиницы «Метрополь» по улице Революции и «Городского Торгового корпуса» на Красном проспекте архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова вполне можно проследить динамику от явной эклектики к архитектуре рационалистического модерна, свободной от предвзятой стилизации под какой-либо «чистый» исторический стиль.

Строительный журнал
Добавить комментарий