Архитектура из кирпича
Архитектура из кирпича
Людям свойственно стремление к украшению своих жилищ разнообразными архитектурными элементами. В настоящее время есть много различных материалов для декоративного украшения стен. Декоративные элементы придают зданию законченный вид и радуют глаз разнообразием форм. На сегодняшний день самым смотрибельным материалом для архитектурных изысков является кирпич.
Людям свойственно стремление к украшению своих жилищ разнообразными архитектурными элементами. В настоящее время есть много различных материалов для декоративного украшения стен. Декоративные элементы придают зданию законченный вид и радуют глаз разнообразием форм. На сегодняшний день самым смотрибельным материалом для архитектурных изысков является кирпич. Архитектурный декор из кирпича хотя и усложняет кладку, но делает ее совершенно индивидуальной.
Архитектурные элементы кладки
Мир архитектурного декора богат и разнообразен. Он охватывает все строение от фундамента здания до конька крыши. Чаще всего при строительстве применяют следующие керамические или кирпичные детали архитектурных украшений:
![]() | ![]() | ![]() |
Русты | Сандрики | Карнизы |
![]() | ![]() | ![]() |
Пилястры | Контрфорсы | Эркеры |
- русты – широкие накладки на углы и стены с горизонтальными полосами, которые разделяют фасад и создают рельефность поверхности;
сандрики – небольшие карнизы над оконными и дверными проемами, которые кроме декоративных функций выполняют и утилитарные (отвод воды);
выступающие ряды кладки – карнизы, молдинги (междуэтажные карнизы), цокольные карнизы, пояски;
пилястры – плоские вертикальные выступы на стене в виде колонн, которые разделяют плоскость, образуя геометрические оси композиций;
контрфорсы, предназначенные большей частью для усиления наружных стен зданий, а в архитектурном плане для создания готического или романского стиля;
эркеры – выступающие за плоскость кирпичных стен части здания, которые не только украшают фасад, но и увеличивают внутреннее пространство помещений и освещенность в комнатах;
декоративные и опорные колонны с капителями;
подоконники с опорными кронштейнами;
фризы для обрамления различных элементов фасада;
Преимущества применения кирпичных архитектурных элементов кладки
Для устойчивой тенденции к применению вышеперечисленных украшений при отделке домов есть свои причины. И они следующие:
- сохраняются размеры и геометрическая форма;
- простая технология установки и монтажа;
- разнообразие вариантов позволяет принимать неординарные дизайнерские решения;
- устойчивость к воздействию бактерий и грибков;
- срок эксплуатации сопоставим со сроком службы самого здания.
Рекомендации по установке декоративных элементов кладки
Независимо от вида архитектурного элемента при его укладке следует придерживаться общих принципов, при последовательном выполнении которых, вы гарантировано получите ожидаемый результат.
- • Возведение стен и укладку элементов декора желательно делать одновременно.
• Карнизы, пояски и молдинги выкладывают таким образом, чтобы кирпичи выступали подобием кронштейна ступенчатого профиля. А сами кронштейны выполняют лицевым кирпичом, выложенным ребром или плашмя в зависимости от ситуации. Промежутки заполняют простым или профильным кирпичом с возможным добавлением художественных вставок.
• При этом используют только целые кирпичи, независимо от схемы перевязки. Допускается выступ каждого ряда кладки над предыдущим не более чем на треть длины кирпича. При условии, что общий выступ карниза не превысит половину толщины стены. В противном случае архитектурные детали армируются железобетонными элементами, закрепленными в кирпичной кладке анкерным способом.
• Если для кладки выступающих архитектурных элементов требуется кирпич особой формы, то используют тесаный полнотелый или профильный лицевой кирпич, даже если остальная часть стены выложена пустотелым.
• В комбинации с кирпичными деталями при оформлении фасадов используют элементы из дикого камня, железобетона и керамики.
• Бетонными или железобетонными декоративными деталями украшают откосы и наличники стенных проемов, а так же карнизы и молдинги.
• При использовании для этих целей изделий из керамики обязательным условием является их укладка вперевязку с напуском. При этом общий выступ – не более половины стены.
• Природным (диким) камнем оформляются наличники, откосы, цоколи и пояски.
Декоративное украшение фасада позволяют воссоздать любой выбранный стиль экстерьера, а современные строительные технологии помогут это сделать без оглядки на возраст постройки.
Архитектура и Проектирование | Справочник
Вы здесь
Кирпичный стиль
Кирпичный стиль — неточное название течения рациональной архитектуры конца XIX века. Начало этому течению положило творчество голландского архитектора Хенрика Петрюса Берлаге (Berlage, Hendrik Petrus, 1856-1934), который стремился использовать эстетические свойства натуральных материалов – кирпича с отделкой стен белым камнем (традиционный прием в архитектуре северных стран). Первоначально Берлаге строил в духе историзма, воспроизводящего формы нидерландского ренессанса.
Биржа в Амстердаме, построенная по проекту Берлаге (1897-1903), близка по стилю «кирпичной готике». Здание явилось впечатляющим сплавом национально-средневековой традиции (массивные стены, оживленные аркадами) и современных конструкций (огромный трехэтажный зал, перекрытый кровлей, опирающейся на оголенные стальные фермы). Последователи архитектора создали амстердамскую школу новой архитектуры рационалистического направления. Также широкое распространение «кирпичный стиль» получил и в России конца XIX — начала XX века.
Биржа в Амстердаме. Архитектор Х.П.Берлаге
Однако «кирпичный стиль» в большинстве европейских стран развивался в границах периода Историзма и эклектики второй половины XIX в. и только предвещал рационалистическое течение в архитектуре Модерна. В фасадах зданий произвольно сочетались мотивы разностильного декора, восходящего к романским, готическим, византийским прототипам (сравн. хайматкунст). С помощью глазурованного кирпича и фигурной кладки на фасадах зданий создавались причудливые орнаменты карнизов, тяг, наличников и порталов. Именно отсутствие целостного художественного стиля породило странное название: «кирпичный стиль». В Петербурге в этом «стиле» строили архитекторы И. Китнер, К. Шмидт, В. Шретер. В Новосибирске лучшие здания в этом стиле строил архитектор А.Д. Крячков.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Гостиница Метрополь, Новосибирск — Новониколаевск | Городской Торговый корпус, Новосибирск — Новониколаевск. Архитектор А.Д. Крячков |
В общем эклектичной и вторичной архитектуре сибири, и в частности, Новосибирска — Новониколаевска кирпичный стиль занимает значительное место. На примере двух зданий — гостиницы «Метрополь» по улице Революции и «Городского Торгового корпуса» на Красном проспекте архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова вполне можно проследить динамику от явной эклектики к архитектуре рационалистического модерна, свободной от предвзятой стилизации под какой-либо «чистый» исторический стиль.