Система освещения в интерьере
Светодизайн в интерьере: что нужно знать о свете.
Роль света в формировании пространства сложно переоценить. Правильно выстроенное освещение способно визуально трансформировать объём пространства, не затрагивая конструкцию и архитектуру. Неправильное же освещение может уничтожить на корню всю задумку дизайнера.
Светодизайн — искусство управлять светом. Задача светодизайнера — создать привлекательное и комфортное пространство, учесть взаимодействие с окружающей средой, продумать воздействие на эмоции и настроение человека. Это искусство основывается на научном понимании физических аспектов света, принципах устройства и работы источников света.
В работе светодизайнер опирается на 3 базиса: эстетическое восприятие, эргономический аспект и энергоэффективность.
Сегодня светодизайн — пользующееся популярностью направление. До XVIII века в распоряжении людей были только солнечный, лунный и свет огня. И это не мешало создавать потрясающие произведения архитектуры и дизайна интерьеров. В настоящее время у светодизайнеров огромный выбор световых приборов и источников света для решения практически любых задач.
Современные светодизайнеры способны создавать удивительные иллюзии, изменять восприятие пространства, усилить и подчеркнуть детали. Они заботятся о красоте и стиле интерьеров и экстерьеров, учитывают безопасность и энергоэффективность проектов.
Светодизайн — сложная и многогранная наука, которая всегда находится в связке с творчеством и искусством. Попробуем разобраться в основах этого направления и особенностях правильного планирования света в интерьере.
Типы освещения
Тип 1: основное (общее) освещение. Цель — обеспечить достаточное количество света в помещении, отобразить общую концепцию дизайна помещения. Реализовать основное освещение можно с помощью люстр, подвесных, накладных и встроенных осветительных приборов.
Тип 2: акцентное освещение. Оно создает атмосферу и законченный вид в помещении. Акцентирующий свет используют при необходимости показать зрителю «контент» интерьера, сформировать представление о пространственном расположении объектов. С его помощью подчёркивают объекты: вазы, статуэтки и другие заслуживающие акцента предметы.
Тип 3: локальное освещение. Такой свет используют для решения функциональных задач: создания комфортных условий для чтения, работы или приготовления пищи. Для этого встроенные над рабочей зоной светильники, настольные светильники, бра или напольные торшеры.
Типы распределения светового потока
Прямой свет. Световой поток исходит от излучателя и направлен на место, которое должно быть освещено. Примером светильников прямого света можно назвать прожекторы, споты, даунлайты, подвесные светильники, световой поток которых направлен в определенную сторону (к примеру, в интерьерах в стиле лофт и минимализм) или потолочные. Они обеспечивают необходимый уровень освещенности на поверхности, не засвечивая остальное пространство.
Рассеянный свет. Мягкий и ровный, он снижает уровень контрастности и минимизирует тени. Тот свет, который не имеет ни направления, ни источника, подходит под определение рассеянного света, но в реальном мире такого света не может быть. Поэтому рассеянным называют неяркое, нерезкое освещение. Создать такой свет в помещении помогут некоторые виды люстр, потолочных и настенных светильников.
Отражённый свет. Отражённый свет получается при преломлении луча, который направлен на стены, пол или потолок. Такой вид света наиболее естественный и мягкий. Производители создают светильники, которые светят только отраженным светом, но бывают модели, сочетающие прямой и отраженный свет. В зависимости от задачи можно выбрать себе наиболее подходящий вариант.
Виды освещения
Естественный свет. Его источники — солнечные лучи и рассеянный свет небосвода. Спектральный состав солнечных лучей благотворно влияет на эмоциональное состояние человека. Использование этого вида освещения, работая над проектом помещения — одна из задач светодизайнера.
Искусственный свет. Основной задачей источников искусственного света в дизайне помещения является создание комфортного уровня освещения при дефиците солнечных лучей. Современными источниками искусственного света чаще всего являются лампы. Направляют свет светильники. Использование определённых источников света может создать подобие естественного освещения.
Комбинированный свет. Вариант, когда естественное освещение дополняется искусственными источниками света. Это повысит освещённость в нужных участках комнаты и создаст комфортную обстановку.
Используйте естественный свет там, где это возможно. Комбинируйте освещение для достижения красоты и комфорта.
Ключевые правила светодизайна интерьеров
Итак, мы разобрались с основными понятиями дизайна света в квартире и видами освещения. Но как же их правильно организовать и применить на практике?
Профессиональные светодизайнеры интерьеров разработали общую концепцию, где фундаментальным понятием служит свет и его значение в жизни человека.
Свет, чтобы жить. Свет жизненно необходим всем. Он поддерживает способности организма и течение физиологических процессов. Эту роль выполняет естественное освещение, поэтому оно стоит на вершине световой пирамиды.
Свет, чтобы видеть. Свет необходим нам, чтобы ориентироваться в пространстве в темное время суток — не сталкиваться друг с другом в коридоре, не наступать на лапу собаке и безопасно перемещаться по дому. Здесь в игру вступает искусственный свет.
Свет, чтобы работать. Речь идет о том свете, который необходим для чтения, письма, приготовления пищи и других ежедневных действий, без которых человек не представляет своей жизни.
Свет, чтобы чувствовать. Освещение выступает в роли декоративного элемента интерьера. С помощью света в интерьере появляется возможность акцентировать внимание на деталях, менять пространство и воплощать в жизнь смелые дизайнерские решения. Приятная атмосфера комнаты и благоприятное эмоциональное состояние — заслуга грамотно спроектированного освещения.
В последнее время стало модно и удобно создавать световые сценарии. Это стало возможным благодаря современным технологиям, которые позволяют управлять освещением, настраивать различные сценарии для определенных задач или требуемых условий (просмотр ТВ, чтение книг, прием гостей, вечерника и т. п.). Это отдельная и интересная тема.
В статье обозначены общие понятия, касающиеся вопроса светодизайна. Подписывайтесь на наш блог, чтобы быть в курсе особенностей планирования освещения.
Акцентное освещение в интерьере: где, как, зачем
Световой дизайн — высшая форма эволюции освещения в интерьере. Его особый «ингредиент» — акцентное освещение не несет функциональной нагрузки, зато работает с атмосферой, добавляет пространству драмы и вау-эффекта. Рассказываем, где, как и зачем его использовать.
Акцентное освещение — это…
Акцентное освещение в жилом интерьере — близкий родственник акцентного света в магазинных витринах и экспозиционной подсветки в музеях, а также дальняя родня театрального прожектора, выхватывающего из полумрака нужный «кусок» постановки. Задача у всех этих типов освещения по сути одна: обратить внимание, добавить драмы, помочь раскрыть замысел художника/режиссера/дизайнера.
Какие светильники лучше выбрать для бани?
Баня – это не только место для обеспечения гигиены, но для максимального комфорта и расслабления. Все в ней должно быть обустроено так, чтобы человек чувствовал себя спокойно, умиротворенно, а главное – безопасно. Вопрос, какие светильники лучше выбрать для бани, касается не только красоты и удобства использования, но и безопасности.
В интерьере не требуется откровенной демонстрации объектов, как в витрине магазина, и градус драматичности ниже, чем в картинной галерее. В жилом пространстве мы только подчеркиваем лучшие черты. Проще говоря: расставляем акценты, привлекая внимание к объектам с помощью света.
Акцентное освещение локально направляет пучки света на объект, выделяет на общем фоне один предмет, композицию, архитектурные особенности пространства или фактуру декоративной поверхности.
Используя акцентные источники света в интерьере, важно определиться, какого эффекта вы хотите достичь: сделать объект немного заметнее или добавить пространству театральности.
Тут всё дело в контрасте: соотношении яркости акцентного светового пятна и общего фона. Чем темнее общий фон, тем драматичнее эффект.
Акцентное освещение можно создать с помощью: встроенных точечных источников света, настенных светильников, трековых прожекторов и светодиодной ленты. Если вы работаете со светодиодами, приобретите регулятор света, который даст возможность выбирать световой оттенок и регулировать яркость.
Изображения предоставлены компанией «Ledmonster» (секция А17)
На чём делать акценты
В музеях и галереях подсвечивают экспонаты. К «экспонатам» в интерьере можно отнести: произведения искусства, антикварные вещицы, семейные хенд-мейды и фото, коллекции, сервизы, сувениры из поездок и другие домашние «сокровища». Проще говоря: всё, что вызывает у вас чувство гордости и приятные эмоции. Даже не задумываясь об этом, мы всегда располагаем такие вещи в пространстве, так, чтобы привлечь к ним внимание. Акцентное освещение поможет усилить эффект.
С помощью точечных светильников или LED-ленты подсвечиваются полки, ниши и стеллажи, которые выполняют функцию «витрины». Свет можно отрегулировать таким образом, чтобы отдельные предметы были подсвечены более ярко. Если наш арт-объект висит на стене, подсвечиваем его с помощью встроенных потолочных, настенных или трековых светильников.
Акцентировать внимание можно не только на декоре, но и на архитектурных особенностях помещения.
Светом выделяют альковы, ниши, колонны, фактурные панели на стенах. Здесь за дело снова берутся встроенные светильники или светодиодная лента, эффектно смотрится закарнизная подсветка.
Подсветку ступеней лестницы, хоть она и несёт важную практическую функцию, тоже можно отнести к акцентному освещению. Такое решение смотрится очень торжественно.
Если предметом вашей гордости является крупногабаритный объект, например винтажное бархатное кресло или бабушкин сундук, привлеките к нему внимание направленным светом. С задачей справится торшер или настольная лампа.
Помним о главном
Освещение в интерьере прежде всего должно быть функциональным и только потом декоративным. И то, если метраж позволяет. Многослойные световые сценарии в тренде, но переизбыток источников света в малогабаритном пространстве выглядит нелепо. Да и акценты нужны не всегда и не везде.
В любом продуманном проекте декоративность на втором плане, на первом ваше удобство: базовое освещение, комфортное для глаз, освещение кухонной зоны, рабочего места, систем хранения.
Освещение в стиле прованс в интерьере
Светлый, радостный и нежный – этими тремя словами можно охарактеризовать популярный в дизайне стиль прованс. Он зародился на юге Франции и впитал в себя мягкий южный ветер, ароматы трав и отдаленный шум моря. Освещение в стиле прованс – какое оно? Давайте разберемся.
Любые решения по освещению в салонах ТК «Ланской».
Дизайн-хакКак правильно расположить свет в квартире
The Village выяснил, почему от освещения в интерьере зависит многое и как не совершать ошибок при планировании источников света
Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.
Екатерина Малая
Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом — неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.
Правило первое
Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели
Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.
Правило второе
Свет должен быть разным
Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).
Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения — свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.
Правило третье
Не настаивайте на бра
Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.
Правило четвёртое
Подумайте о необычных светильниках заранее
Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.
Правило пятое
Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения
Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру — искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.
Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов — оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.
Частая ошибка — использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.
Правило шестое
Экспериментируйте
Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.
Правило седьмое
Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты
Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.
Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка — размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами — мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.
Правило восьмое
Не перебарщивайте со светом на кухне
Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне — подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.
Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола — большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.
Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.
Правило девятое
Самое важное — сценарии освещения
Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин — очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение — установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.
Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка — нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.
Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном — броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это — ваш сценарий и ваша драматургия.
Как спланировать освещение в квартире, чтобы было приятно отдыхать и удобно работать
Продумайте сценарии использования помещения и учтите важные нюансы.
Дизайнер интерьера в компании «Мастера Ремонта».
Свет помогает сконцентрироваться или расслабиться. Он подчёркивает отделку и исправляет недостатки помещения: низкий потолок, небольшой размер, неправильную форму. Чтобы интерьер получился красивым и удобным, к освещению стоит отнестись очень серьёзно. И важно определиться с расположением светильников до начала ремонта: переделки обойдутся дорого. Вот что нужно учесть.
Виды освещения
Оно бывает общим, направленным и декоративным.
- Общее пригодится, чтобы компенсировать недостаток естественного света — например, если вечером нужно ярко осветить комнату. В этом качестве может выступать люстра в центре потолка или сетка из встроенных светильников.
- Направленное освещение ещё называют рабочим. К этой категории относятся настольные лампы, торшеры, подвесные светильники. Оно нужно, чтобы осветить небольшой участок: обеденный стол, рабочее место, зеркало.
- Декоративное расставляет акценты в интерьере. Сюда относится подсветка картин и ниш, встроенные лампы в полу и вдоль стен. Если светильник отбрасывает сложные тени, подчёркивает отделку или декор и при этом не выполняет практической функции, он декоративный.
Обычно в интерьере используют все виды освещения. В некоторых помещениях можно обойтись одним‑двумя вариантами: спальня будет удобной и без люстры, а в туалете вряд ли понадобится сложная подсветка или торшер. Назначение и количество светильников зависит от того, как помещение используют.
Сценарии освещения
Светильники выбирают и располагают, исходя из того, как будут пользоваться комнатой. Универсальных решений не существует. Сценарии зависят от функциональных зон, стиля жизни и требований хозяев квартиры.
- В гостиной обычно отдыхают, смотрят телевизор, читают. Как правило, яркий общий свет здесь не нужен: он бодрит, а не расслабляет. Но всё-таки освещение должно быть торжественным: в этой комнате отмечают праздники, принимают гостей. Поэтому её, как правило, оформляют более изысканно, чем остальные комнаты. Мягкое общее освещение обеспечат встроенные или подвесные светильники. Декоративное тоже нужно: оно украсит интерьер и создаст необходимое настроение.
- В спальне отдыхают, читают, смотрят телевизор, переодеваются. Это интимная часть квартиры, здесь важен комфорт и гармония в интерьере. Можно разместить неяркие светильники у кровати, споты или софиты — у шкафа, подсветить зеркала. Яркий общий свет помогает проснуться утром, поэтому его тоже стоит добавить. Декоративную подсветку — по желанию.
- В детской должно быть много света. Обязательно нужно общее освещение, рабочее — в зонах для отдыха, учёбы и игр. Декоративное — по желанию: гирлянды и ночники сделают комнату уютнее.
- В кухне освещают рабочую поверхность и обеденную зону. Общий свет необязателен, особенно если кухня небольшая: достаточно встроенных светильников вдоль мебели, подсветки над столешницей и подвесного или настенного светильника над столом.
- В прихожей освещение должно быть ярким: здесь редко бывают окна, поэтому нужно компенсировать отсутствие солнечного света. В качестве общего освещения выбирают встроенные светильники. Их можно дополнить люстрой в центре потолка, если помещение большое. Рабочее освещение тоже понадобится: бра или лампы возле зеркала, подсветка шкафа.
- В ванной нужно общее освещение и направленное (возле зеркала). Иногда для красоты подсвечивают встроенные стеллажи.
- В туалете нужно только общее освещение. Направленное вряд ли пригодится, декоративное — по желанию.
Продуманные сценарии помогают определиться с количеством и расположением светильников. Их отмечают на плане будущего интерьера сразу после мебели: так каждая лампочка найдёт своё место.
Рассмотрим сценарии освещения на примере квартиры‑студии. Комната здесь одна, но она делится на зоны: спальню, гостиную, кухню, столовую, кабинет. Ещё в квартире есть гардеробная, прихожая и санузел.
Роль общего освещения досталась трековой конструкции на потолке в центре комнаты. Светильники можно направлять туда, где нужно больше света — например, на рабочее место.
Трековое освещение по периметру и подвесной светильник за диваном / Автор проекта: Татьяна Васильева
В каждой зоне есть направленное освещение: в кухне — подсветка над столешницей, в спальне — бра, над обеденным столом и диваном — подвесные светильники, у рабочего стола — торшер. Их включают по необходимости.
Подсветка над кухонной столешницей, лампа над обеденным столом / Автор проекта: Татьяна Васильева
Возле кровати предусмотрели декоративные светильники. Они обеспечивают мягкое приглушённое освещение. Удобно, если хочется перед сном посмотреть телевизор.
В зоне спальни решили разместить бра и декоративную подсветку / Автор проекта: Татьяна Васильева
В прихожей и гардеробной оставили только общее освещение. Это небольшие помещения, где не нужно слишком много света. В ванной решили собрать разноуровневый потолок и встроить в него светильники. Предусмотрели зеркало со встроенной подсветкой.
Трёхуровневый потолок в ванной / Автор проекта: Татьяна Васильева
Получается, что на каждое действие хозяев квартиры найдётся сценарий освещения: можно читать в кровати, ужинать при уютном свете лампы, с удобством смотреть телевизор, наносить макияж или бриться у зеркала в ванной. Рабочие зоны достаточно освещены, чтобы было комфортно ими пользоваться. Свет регулируется под настроение: яркий — для приёма гостей, приглушённый — для расслабляющей обстановки.
Нюансы, которые стоит учесть
Со сценариями определились, люстры и лампы присмотрели — больше половины работы сделали. Осталось продумать детали.
1. Цветовая температура света
В основном в интерьере используют лампы, которые дают белый свет. Он может быть тёплым, нейтральным или холодным. Цветовая температура света задаёт настроение в помещении.
Она измеряется в градусах по шкале Кельвина (К). Тёплый белый — ниже 3 500 К, нейтральный белый — 3 500–5 300 К, холодный — выше 5 300 К. Цветовую температуру лампочки пишут на упаковке.
Нейтральный белый свет подойдёт для рабочей зоны на кухне / Автор проекта: Татьяна Васильева
Тёплый белый делает комнату уютнее. Он подходит для гостиной и спальни. Нейтральный свет используют в прихожей, кухне, для общего освещения детской. Холодный белый — редкость в квартирах, его чаще применяют в офисах. Дома он подойдёт разве что для рабочей лампы.
Желательно, чтобы цветовая температура всех светильников в комнате совпадала: тогда освещение получается ровным. Но это необязательно: температуру освещения можно выбрать, отталкиваясь от назначения лампы. Или подчеркнуть фактуру поверхности, дизайнерскую задумку.
2. Цветопередача ламп
Иногда освещение визуально меняет цвета мебели и отделки. Чтобы выбрать лампочки, которые не будут искажать цвета, ориентируются на индекс цветопередачи Ra: он должен быть выше 90. Лампы с Ra, равным 100, совсем не искажают цвета.
Лампа почти не искажает цвет стены / Фото: keresi72/Pixabay
3. Освещённость
Лампочки для светильников нужно покупать так, чтобы в комнатах было достаточно света. Когда я заказываю светильники, прошу магазин сделать расчёт и порекомендовать лампы для них. Обычно эту услугу покупателям оказывают бесплатно.
Светлая спальня / Автор проекта: Татьяна Васильева
Если обращаться в магазин не хочется, можно воспользоваться программами для расчёта освещённости — например, калькулятором компании «Световые технологии» или приложением DIALux. Они учитывают несколько параметров, поэтому результат получается более точным, чем при упрощённых вычислениях вручную.