Нюанс в интерьере
Законы композиции в дизайне интерьера (композиционный центр, элементы и их взаимосвязь)
Здравствуйте уважаемые посетители школы дизайна интерьера studyas.com! Сегодня я хочу поговорить об архитектурной композиции, почему она является очень важной составляющей гармоничного интерьера, и для чего, а главное, как её использовать в дизайне интерьера.
Вообще знание законов композиции — это не определённый этап дизайна интерьера (шаги дизайна интерьера) – это первооснова для успешного работы в любой деятельности, связанной с искусством, и как следствие — дизайном интерьера.
Процесс оформления интерьера тесно связан со знанием законов архитектурной композиции. Без знания основ композиции невозможно создать красивый интерьер. Построение интерьеров по законам художественной композиции – это то, что отличает интерьеры профессионалов от интерьеров, созданных любителями.
У людей, не имеющих художественного образования, композиция вызывает большие трудности и непонимание для чего она нужна, и как с ней работать. Однако бывают люди, которые интуитивно чувствуют основные законы композиции, что позволяет им со вкусом одеваться или обставлять свой дом, но таких людей очень мало. Остальным же, в том числе и многим именитым архитекторам и дизайнерам, приходилось и приходится постигать основы композиции сначала в теории (обучение в различных специализированных учреждениях), а затем совершенствовать на практике.
Начинающим также может показаться, что архитектурная композиция и её законы – это нечто неосязаемое и плохо поддающееся пониманию и объяснению, и что ещё хуже: композиция – это полная ерунда, мол, у каждого свой вкус и ему виднее как лучше обставить свою квартиру или дом. Однако это вовсе не так, и у «красоты» (а красота создаётся по законам художественной композиции) есть свои правила и законы, по которым она создаётся.
Итак, давайте попробуем разобраться с этой «композицией», и узнаем что же это такое.
Архитектурная композиция – это композиционная взаимосвязь элементов композиции, расположенных в определённом, с художественной точки зрения, порядке, и имеющие определённые количественные и качественные характеристики, направленные на достижение общей гармонии, целостности и выразительности архитектурного произведения.
Применительно к дизайну интерьера, комната, как основная единица дизайна, со всей располагающейся в ней мебелью, оборудованием, элементами оформления (картинами, светильниками, подсвечниками), рассматривается дизайнерами интерьера, ни что иное, как композиция. При этом план полов, потолков, развёртки каждой отдельной стены комнаты – это своя отдельная композиция, над которой необходимо работать для достижения общей гармонии всей композиции комнаты, квартиры или дома.
Теперь давайте разберём основные правила создания гармоничной композиции:
1. В любой композиции должен быть композиционный центр. Это может быть какой-либо предмет мебели, декоративное панно, камин и т.д.
Центр композиции (центр внимания) должен сразу бросаться в глаза, как только вы попадаете в комнату или помещение. Он должен доминировать и подчинять себе все остальные элементы интерьера, а главное, организовывать пространство помещения. А если в композиции есть центр, то, соответственно, должны быть подчиняющиеся центру дополняющие элементы. Т.е. если в композиции один элемент, то образование гармоничной композиции не произойдёт.
Теперь, когда вы знаете, какие элементы должны присутствовать в любой композиции, необходимо знать, как эти элементы располагаются относительно друг друга. Любая композиция имеет свои определённые границы, будь то рамка картины, развёртка стены или объём всей комнаты. Соответственно центр композиции, обычно, располагается примерно в центре. Остальные (дополнительные) элементы композиции группируются вокруг его (центра).
Элементы вокруг центра композиции могут быть расположены (сгруппированы) по законам симметрии или асимметрии. При группировке элементов архитектурной композиции посредством симметрии через композиционный центр проводится ось. Подчиняющиеся центру композиции элементы группируются по обеим сторонам от оси симметрии. Причём элементы обязательно должны быть одинаковыми по форме и цвету, или, по крайней мере, подобны друг другу.
При ассиметричной группировке элементов композиции провести чёткую ось симметрии невозможно. Такая композиция строится на принципах равновесия элементов. Ассиметричная группировка элементов композиции выглядит следующим образом:
При этом элементы композиции всегда располагаются в определённом ритме (через строго фиксированные расстояния друг от друга) или свободно (без одинакового расстояния между элементами).
Ассиметричное расположение элементов композиции считается более сложным способом группировки элементов, и требует определённой подготовки и опыта, так что на первом этапе хорошо освойте симметрию. Когда вы неберётесь опыта в построении симметричных композиций, тогда вам не составит труда создать и ассиметричную композицию в интерьере.
2. Композиция должна быть уравновешена. В идеале все элементы композиции должны равномерно располагаться по всему объёму в своих границах. Не должно быть перегибов в какую-либо одну сторону (одна сторона наполнена элементами, вторая – пуста). Если в композиции элементы сосредоточены неравномерно, то соответственно нарушаются её важные требования: равновесие и устойчивость.
3. Все элементы композиции должны быть взаимосвязаны между собой. В ней не должно быть случайных элементов. Эта взаимосвязь осуществляется на основе подобия элементов. Элементы могут быть подобны друг другу (тождество), немного отличаться (нюанс) и сильно отличаться (контраст) друг от друга.
На практике это может быть достигнуто несколькими способами: путём применения одного объединяющего цвета на разных элементах, единообразия формы элементов, применение подобных и повторяющихся элементов.
4. Композиционный контраст
Создание гармоничных, эстетически ценных интерьеров базируется на принципе сочетания композиционных контрастов. Это значит, что элементы интерьера должны разделяться на главные и второстепенные, элементы, богато декорированные и лаконичные, элементы со сложной и простой формой.
Благодаря использованию принципов композиционного контраста и создаются красивые интерьеры.
А на этом урок по архитектурной композиции и применения её в интерьере закончен. До скорых встреч на следующих уроках школы дизайна интерьера studyas.com.
P.S. Если у вас возникли какие-либо вопросы относительно темы сегодняшнего урока, задавайте их в своих комментариях к этой теме.
♥ Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети:
Главные нюансы дизайна интерьера маленькой квартиры
Если у вас маленькая квартира, то это вовсе не значит, что вы не можете сделать ее красивой и комфортной. Просто нужно знать некоторые нюансы, которые помогут сделать интерьер маленькой квартиры оригинальным, удобным. Кроме того, ваше жилище будет выглядеть более просторным. Обо всех тонкостях дизайна малогабаритной квартиры вы узнаете из этой статьи.
Перепланировка помещения
В маленькой квартирке, если вы хотите сделать ее просторнее и удобнее, скорее всего, придется делать небольшую перепланировку.
Это необходимо делать с учетом параметров форм комнаты. Увеличить ее площадь можно по-разному. Например, за счет лоджии или коридора. Но тут все зависит от планировки квартиры, и подходить к этому вопросу нужно индивидуально.
Использование скрытых резервов
Для этого достаточно просто рационально мыслить. На самом деле, скрытых резервов достаточно в любой квартире. Например, вместо обычных распашных дверей разумно будет установить раздвижные. Из подоконника очень просто можно сделать дополнительную рабочую поверхность. Если в квартире есть ниши, то из них можно сделать небольшую гардеробную или встроенный шкаф. Мебель нужно использовать трансформирующуюся, повышенной функциональности. Прекрасно подходят для малогабаритных квартир небольшие угловые этажерки.
Создание подиума
Для маленьких квартир создание подиума – очень удачный дизайнерский прием, так как с его помощью можно не только произвести зонирование квартиры, но выделить дополнительное место для хранения вещей. Под подиумом образуется довольно много места, которое можно заполнить всевозможными ящичками и полочками или даже спрятать туда кровать.
Деление квартиры на зоны
Чтобы придать больше функциональности помещению и визуально сделать его просторнее, обязательно нужно провести грамотное зонирование квартиры. Нужно выделить место для столовой, рабочей зоны и спальни. Этот прием поможет избежать захламленности, которая неизбежно возникает в маленьких квартирах со стандартной планировкой.
Зонирование можно проводить при помощи установки различных декоративных перегородок, которые могут быть витражными или тканевыми. Такие перегородки чаще всего используют для обозначения спальной зоны. Также материалом для разделения комнаты на зоны может служить мебель. Хотя его можно сделать и чисто визуальным. Например, выкрасить каждую зону в свой цвет и подчеркнуть их независимость разными видами светильников.
Основные правила дизайна маленькой квартиры
Чтобы вам проще было спланировать дизайн-проект интерьера маленьких квартир, приведем вам несколько правил, которых обязательно нужно придерживаться.
- Не стоит использовать в интерьере габаритную мебель. Допустимо применение только одного большого предмета, который задаст тон для создания интерьера.
- Использование встроенной и навесной мебели – отличное решение для маленьких квартир. Этот прием позволяет рационально использовать стены, оставляя основное помещение свободным.
- Если вы хотите поставить диван, то используйте угловые модели.
- Стандартных объемных штор лучше избегать. Они будут скрадывать пространство. Лучше используйте жалюзи или модные сейчас рулонные шторы. Если же вы сторонник классических штор, то отдавайте предпочтение легким тканям светлого оттенка. При этом карниз лучше использовать шириной во всю стену.
- Старайтесь избегать использования мелких деталей и декоративных элементов.
Какие цвета использовать в дизайне маленькой квартиры?
Как всем известно, темные цвета – скрадывают пространство, а светлые – визуально увеличивают. Поэтому обои выбирайте приятных светлых оттенков с мелким рисунком. Ни в коем случае не выбирайте крупный рисунок.
Для предметов интерьера допустимо использование ярких цветов, но только при условии что стены и потолок будут отличаться от них по тону. Но выбирайте какой-нибудь один оттенок, излишней пестроты ни в коем случае не должно быть. А больше трех цветов одновременно использовать просто противопоказано!
Если у вас высокие потолки, это дает вам дополнительное преимущество. Выкрасите их в цвет темнее оттенка стен. Это позволит зрительно расширить пространство комнаты и немного опустить потолок.
Освещение маленькой квартиры
Освещение особенно важно для маленьких квартир. При помощи дополнительных источников света можно очень удачно выделить зоны помещения.
Большие люстры использовать не рекомендуется. Лучше воспользоваться большим количеством точечных светильников, которые зрительно расширят пространство и подчеркнут его оригинальность. Для дополнительных источников света используйте напольные и настенные светильники.
Какой стиль интерьера выбрать
Несомненно, красивые интерьеры маленьких квартир можно создать в любом стиле. Но самый удачный вариант – минимализм. Минимальное количество мебели и элементов декора, римские шторы на окнах. Очень удачно можно обыграть помещение при помощи зеркал. Кстати, укреплять их можно даже на потолках. Если вы планирует поставить шкаф-купе, то выбирайте модель с зеркальными дверками.
Если обобщить и не заострять внимание на каком-то определенном стиле, то можно сказать просто – дизайн маленькой квартиры обязательно должен быть светлым, легким и функциональным.
Ну вот, пожалуй, и все основные нюансы планирования дизайна малогабаритной квартирки. Зная их, вам будет гораздо проще сориентироваться в пространстве и создать свой неповторимый, оригинальный и удобный интерьер, который сделает ваше проживание комфортным и уютным.
Цветовой нюанс и контраст
Цветовая гамма бывает контрастной, с сильными переходами между светлыми и темными, серыми и насыщенными цветами, либо нюансной, на основе плавных и незначительных переходов между оттенками. Чем отличается нюанс от контраста, видно на простейшем примере монохроматической гаммы:
В том и другом случае варьируются светлота и насыщенность тона. Если разместить все представленные оттенки на цветовом круге в виде точек, мы увидим, что расстояние между ними в нюансной и контрастной гаммах отличается.
тона, расположенные близко на цветовом круге, образуют нюансное сочетание
тона, расположенные далеко друг от друга на цветовом круге, образуют контрастную гамму
Нюансные и контрастные монохромные гаммы используются в различном оформлении, одежде, интерьере.
нюансная цветовая гамма в интерьере
контрастная цветовая гамма интерьера
Однако, в природных гаммах всегда задействован третий параметр – тон. Здесь нюанс и контраст также отличаются расстоянием между оттенками, только уже в цветовом шаре.
Цветовой нюанс.
Нюансные сочетания отличаются едва заметными цветовыми различиями, общностью цветового тона и воздействия, близостью свойств, цельностью. Нюансная гармония создает ощущение размытости границ и плавности переходов, сдержанностью и спокойствием. Нюанс заметней всего на светлых и ненасыщенных, приглушенных цветах. Нюансные сочетания пастельных тонов особенно эффектны, они подчеркивают рельеф, плавность переходов, игру света и тени.
нюансная цветовая гамма
нюансная цветовая гамма
нюансная цветовая гамма
Цветовой контраст.
Контраст – основа зрительного восприятия, без него невозможно различать и видеть предметы. Любое цветовое различие делится по контрастности на слабое, среднее и сильное. Слабый контраст образует нюансные сочетания, сильный – контрастные. Наибольшую степень контраста образуют максимально удаленные друг от друга, противоположные на круге цвета: черный-белый, оранжевый –голубой.
При работе с цветом важно учитывать такую неотъемлемую часть восприятия, как одновременный и последовательный контраст. Их эффект присутствует независимо от того, насколько выраженный контраст мы наблюдаем. К одновременному контрасту относится не только видимый непосредственно, но и тот, который восприятие дополняет само, или симультанный контраст. После того, как наблюдение цвета заканчивается, его действие продолжается в виде последовательного контраста.
Для контрастной цветовой гаммы свойственны выраженные тоновые различия, резкие переходы. Контраст выделяет особенности и выразительность каждого цвета на фоне других. Характер контрастных гамм отличается активностью и динамизмом.
Контраст может быть выражен по одному или нескольким параметрам одновременно. Виды контрастов:
- по светлоте
- по насыщенности
- по тону
Контраст по светлоте.
Контрастные по светлоте тона располагаются на цветовом круге близко к черному и белому полюсам.
контраст по светлоте на цветовом круге
Контраст по светлоте — базовый для человеческого восприятия и поэтому самый сильный, он используется как художественный прием, когда необходимо активное воздействие. Различие по светлоте – основное в любой гамме и воспринимается глазом лучше, чем по остальным параметрам. Без светлотных различий гамма выглядит плоской и искусственной. Сильный контраст по светлоте выявляет силуэт, делает его контуры более четкими, но рельеф, фактуру и детали менее явными. Когда светлотный контраст достаточно силен, изображение не теряет выразительности при переводе в черно-белое.
Контраст по насыщению.
Контрастные по насыщению тона располагаются на цветовом круге с краю и в центре.
контраст по насыщенности на цветовом круге
Наиболее сильный контраст по насыщенности возникает между чистыми цветами и ахроматическими. Серый оттеняет и подчеркивает яркость насыщенного цвета, в сочетании с ахроматическим насыщенный цвет привлекает наибольшее внимание и создает акцент. Этот эффект широко используется при оформлении, когда необходимо создать нейтральный фон и выделить какую-то область, например, в дизайне сайтов. Наиболее явно контраст по насыщению заметен в монохроматических гаммах, где сохраняется элегантность и сдержанность. Контраст по насыщенности самый спокойный и неброский из контрастов, ведь цвета расположены относительно недалеко друг от друга на цветовом круге, поэтому контраст насыщения легко заглушить другими контрастами. Наиболее эффектно сочетание серого с желтым, оранжевым или красным. Сочетание серых и ярких цветов широко используется в дизайне интерьеров.
контраст по насыщению в интерьере
контрасты в интерьере с использованием ахроматических и чистых цветов:
по насыщенности (серый+красный) и по светлоте (черный+белый)
Окраска попугая Жако — типичный природный пример контраста по насыщению.
Контраст дополнительных цветов.
Две противоположные точки на диаметре цветового круга образуют контраст дополнительных цветов. Если дополнительные тона выбраны верно, при их смешивании появляется нейтральный серый тон.
дополнительные цвета на цветовом круге при смешении образуют серый тон
Каждый из тонов максимально выявляет противоположный. При расположении чистых дополнительных цветов рядом создается наиболее сильный по воздействию контраст. Из-за этого сочетания чистых цветов используются редко или на ограниченных площадях, иначе они способны вызывать рябь в глазах, сильное возбуждение зрительной системы и переутомление.
Основное свойство контраста дополнительных цветов – способность противоположных цветов уравновешивать и нейтрализовывать друг друга. Равновесие создает не только контраст, но одновременно и цветовую гармонию.
Законы композиции в дизайне интерьера (композиционный центр, элементы и их взаимосвязь)
Здравствуйте уважаемые посетители школы дизайна интерьера studyas.com! Сегодня я хочу поговорить об архитектурной композиции, почему она является очень важной составляющей гармоничного интерьера, и для чего, а главное, как её использовать в дизайне интерьера.
Вообще знание законов композиции — это не определённый этап дизайна интерьера (шаги дизайна интерьера) – это первооснова для успешного работы в любой деятельности, связанной с искусством, и как следствие — дизайном интерьера.
Процесс оформления интерьера тесно связан со знанием законов архитектурной композиции. Без знания основ композиции невозможно создать красивый интерьер. Построение интерьеров по законам художественной композиции – это то, что отличает интерьеры профессионалов от интерьеров, созданных любителями.
У людей, не имеющих художественного образования, композиция вызывает большие трудности и непонимание для чего она нужна, и как с ней работать. Однако бывают люди, которые интуитивно чувствуют основные законы композиции, что позволяет им со вкусом одеваться или обставлять свой дом, но таких людей очень мало. Остальным же, в том числе и многим именитым архитекторам и дизайнерам, приходилось и приходится постигать основы композиции сначала в теории (обучение в различных специализированных учреждениях), а затем совершенствовать на практике.
Начинающим также может показаться, что архитектурная композиция и её законы – это нечто неосязаемое и плохо поддающееся пониманию и объяснению, и что ещё хуже: композиция – это полная ерунда, мол, у каждого свой вкус и ему виднее как лучше обставить свою квартиру или дом. Однако это вовсе не так, и у «красоты» (а красота создаётся по законам художественной композиции) есть свои правила и законы, по которым она создаётся.
Итак, давайте попробуем разобраться с этой «композицией», и узнаем что же это такое.
Архитектурная композиция – это композиционная взаимосвязь элементов композиции, расположенных в определённом, с художественной точки зрения, порядке, и имеющие определённые количественные и качественные характеристики, направленные на достижение общей гармонии, целостности и выразительности архитектурного произведения.
Применительно к дизайну интерьера, комната, как основная единица дизайна, со всей располагающейся в ней мебелью, оборудованием, элементами оформления (картинами, светильниками, подсвечниками), рассматривается дизайнерами интерьера, ни что иное, как композиция. При этом план полов, потолков, развёртки каждой отдельной стены комнаты – это своя отдельная композиция, над которой необходимо работать для достижения общей гармонии всей композиции комнаты, квартиры или дома.
Теперь давайте разберём основные правила создания гармоничной композиции:
1. В любой композиции должен быть композиционный центр. Это может быть какой-либо предмет мебели, декоративное панно, камин и т.д.
Центр композиции (центр внимания) должен сразу бросаться в глаза, как только вы попадаете в комнату или помещение. Он должен доминировать и подчинять себе все остальные элементы интерьера, а главное, организовывать пространство помещения. А если в композиции есть центр, то, соответственно, должны быть подчиняющиеся центру дополняющие элементы. Т.е. если в композиции один элемент, то образование гармоничной композиции не произойдёт.
Теперь, когда вы знаете, какие элементы должны присутствовать в любой композиции, необходимо знать, как эти элементы располагаются относительно друг друга. Любая композиция имеет свои определённые границы, будь то рамка картины, развёртка стены или объём всей комнаты. Соответственно центр композиции, обычно, располагается примерно в центре. Остальные (дополнительные) элементы композиции группируются вокруг его (центра).
Элементы вокруг центра композиции могут быть расположены (сгруппированы) по законам симметрии или асимметрии. При группировке элементов архитектурной композиции посредством симметрии через композиционный центр проводится ось. Подчиняющиеся центру композиции элементы группируются по обеим сторонам от оси симметрии. Причём элементы обязательно должны быть одинаковыми по форме и цвету, или, по крайней мере, подобны друг другу.
При ассиметричной группировке элементов композиции провести чёткую ось симметрии невозможно. Такая композиция строится на принципах равновесия элементов. Ассиметричная группировка элементов композиции выглядит следующим образом:
При этом элементы композиции всегда располагаются в определённом ритме (через строго фиксированные расстояния друг от друга) или свободно (без одинакового расстояния между элементами).
Ассиметричное расположение элементов композиции считается более сложным способом группировки элементов, и требует определённой подготовки и опыта, так что на первом этапе хорошо освойте симметрию. Когда вы неберётесь опыта в построении симметричных композиций, тогда вам не составит труда создать и ассиметричную композицию в интерьере.
2. Композиция должна быть уравновешена. В идеале все элементы композиции должны равномерно располагаться по всему объёму в своих границах. Не должно быть перегибов в какую-либо одну сторону (одна сторона наполнена элементами, вторая – пуста). Если в композиции элементы сосредоточены неравномерно, то соответственно нарушаются её важные требования: равновесие и устойчивость.
3. Все элементы композиции должны быть взаимосвязаны между собой. В ней не должно быть случайных элементов. Эта взаимосвязь осуществляется на основе подобия элементов. Элементы могут быть подобны друг другу (тождество), немного отличаться (нюанс) и сильно отличаться (контраст) друг от друга.
На практике это может быть достигнуто несколькими способами: путём применения одного объединяющего цвета на разных элементах, единообразия формы элементов, применение подобных и повторяющихся элементов.
4. Композиционный контраст
Создание гармоничных, эстетически ценных интерьеров базируется на принципе сочетания композиционных контрастов. Это значит, что элементы интерьера должны разделяться на главные и второстепенные, элементы, богато декорированные и лаконичные, элементы со сложной и простой формой.
Благодаря использованию принципов композиционного контраста и создаются красивые интерьеры.
А на этом урок по архитектурной композиции и применения её в интерьере закончен. До скорых встреч на следующих уроках школы дизайна интерьера studyas.com.
P.S. Если у вас возникли какие-либо вопросы относительно темы сегодняшнего урока, задавайте их в своих комментариях к этой теме.
♥ Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети: