Интерьеры начала 20 века
Интерьер в русской графике XIX — начала XX века
Когда в XIX веке изобрели фотографию, стало возможным фиксировать реальность с документальной точностью. Люди с радостью принялись фотографироваться, и вскоре акварельный портрет перестал быть востребованным, а его место прочно занял портрет фотографический. Однако на интерьерный жанр прогресс никак не повлиял: интерьеры продолжали рисовать в том же объёме, что и раньше, а спрос на акварельные альбомы с видами дворцов и усадеб был всё таким же высоким. Впрочем, рукотворные эскизы интерьеров ценятся и по сей день, даже в эпоху цифровой фотографии и безграничных возможностей обработки изображения. Хотя, конечно, скорее как прекрасное исключение из общего правила.
В.П. Трофимов. Белая гостиная в доме московского генерал-губернатора. Начало 1900-х. Фрагмент
А.П. Барышников. Красная гостиная в доме московского генерал-губернатора. 1902. Фрагмент
А тогда запечатлеть в красках свой дом, родовое гнездо, желали все, кто мог себе это позволить. Фотография была чёрно-белой, а хозяевам хотелось сохранить в памяти не только пространство и форму, но и цвет. Фотография допускала геометрические искажения, ухудшение резкости по мере удаления от центра, а владельцам хотелось, чтобы ни одна деталь, ни один фрагмент не остались неохваченными. Был ещё один очень важный момент, из-за которого интерьерный жанр в графике продолжал жить и здравствовать несмотря на технические новшества. Мы о нём обязательно расскажем, но чуть позже. А пока начнём наконец рассматривать эти самые акварельные «портреты» интерьеров, перед которыми оказалась бессильна передовая техника.
Рисунки из альбома графини Е.А. Уваровой. 1889—1890
Е.А. Уварова. Кабинет-гостиная в усадьбе графов Уваровых (Поречье, Московская губерния). 1890
Е.А. Уварова. Кабинет-гостиная в усадьбе графов Уваровых (Поречье, Московская губерния). 1890. Фрагмент
В Государственном историческом музее в Москве с конца августа 2016 года открыта выставка, представляющая целую галерею графических работ XIX — начала XX века, объединённых темой интерьера. На таких выставках нечасто увидишь дизайнеров и архитекторов, обычно они предпочитают печатные каталоги или картинки, которые просочились в Интернет. Однако тот, кто увидел подлинники хоть однажды, понимает, насколько «в реале» впечатление богаче и информативность полнее.
На выставке вас ждёт увлекательное погружение в мир интерьеров знаменитых людей того времени: императрицы, московского генерал-губернатора, выдающегося историка, сына адмирала Крузенштерна, дочери главного архитектора Одессы, министра просвещения, светской дамы и даже будущей святой.
Уникальность в том, что эти изображения являются историческими документами, показывающими внутреннее убранство домов рассматриваемого периода с фактографической точностью. Например, про картины голландцев XVII века, основоположников интерьерного жанра, так сказать нельзя: художники того времени предпочитали предметы-символы и иносказание, а также ясность композиции в ущерб исторической правде. В XX веке на первое место в изображении интерьера выходит авторский взгляд и эмоциональный фон, который стремится передать художник, а не воссоздание реального пространства. Поэтому рисунки русских мастеров XIX века, помимо своей художественной ценности, — ещё и достоверный источник информации по истории русского интерьера.
Неизвестный художник. Анфилада комнат в неизвестном особняке. 1830-е
Мы расскажем вам о некоторых работах, которые представляет экспозиция. Остальные можно будет увидеть на выставке в ГИМ до 28 ноября 2016 года, а также в альбоме-каталоге Интерьер в русской графике XIX — начала XX века. Из собрания Государственного исторического музея / Сост. Е.А. Лукьянов. — М., 2016.
Жилая комната в усадьбе князей Шаховских (Московская губерния) — замечательный образец уюта и простоты классического дворянского дома. Мягкий гарнитур, обтянутый светлым текстилем с цветочным узором, удачно организует пространство, но не лишает его непосредственности.
Неизвестный художник. Жилая комната в усадьбе князей Шаховских (Белая Колпь, Московская губерния). 1850-е
В кабинете-гостиной усадьбы князей Шаховских простые формы мебели свободно сочетаются со сложным потолком, а карельская берёза янтарного цвета — с белыми сиденьями-салфетками и обивкой дивана, который выглядит совсем как современный.
Неизвестный художник. Кабинет-гостиная в усадьбе князей Шаховских (Белая Колпь, Московская губерния). 1850-е
А вот место, куда нам вряд ли удалось бы попасть в реальности — кабинет графа Уварова в здании Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге. С.С. Уваров не только возглавлял это самое Министерство и был выдающимся политическим деятелем своего времени, но ещё и прославился как блестящий учёный, знаток классической древности и коллекционер предметов искусства. В кабинете графа находились, например, этрусские вазы, скульптура амура работы Э.М. Фальконе, живописные виды Венеции, а также множество других ценных предметов и картин. Интересна форма люстры под потолком со стеклянным «зонтиком» над металлической основой.
А.Н. Ракович. Кабинет графа С.С. Уварова в здании Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге. 1847
Кабинет в доме профессора Грановского в Москве подкупает своей учёной атмосферой: книги в шкафах, книги на кресле, книги на стуле и на подставке для цветов. На столах — горы рукописей. Столов, кстати, два — один письменный, другой — конторка — для работы стоя или сидя на высоком табурете. Выдающийся русский историк Т.Н. Грановский известен своими научными трудами и активной общественной деятельностью. Так что по винтовой лестнице, балюстрада которой столь изящно украшает кабинет, поднимались многие выдающиеся личности того времени.
Неизвестный художник. Кабинет в доме Т.Н. Грановского в Москве. 1855
Однако, давайте, пожалуй, немного отойдём от науки и политики и посетим салон дома Виктории Францевны Марини, дочери ведущего архитектора Одессы. Тут светло и спокойно: приятная цветовая гамма, ковёр, группы кресел в белоснежных чехлах. Зала зонирована при помощи текстиля на карнизе. Фронтальную стену декорируют драпировки и узкие колонны, служащие основой для картин.
Неизвестный художник. Салон в доме В.Ф. Марини в Одессе. 1840-е
Кабинет-гостиная в доме Марии Трофимовны Пашковой в Санкт-Петербурге — сугубо женская территория: в отделке розовый и золотой, на окнах сложные ламбрекены с кистями, на шкафу — чайный сервиз. Однако центральное место в помещении занимает большой письменный стол с тумбами для бумаг и удобным креслом-корытцем. По периметру стола можно разглядеть функциональное ажурное ограждение. Слева стоит диван-канапе с асимметричной спинкой и колёсиками, справа у большого зеркала — целый «оазис» в цветочных горшках, увеличенный вдвое зеркальным отражением.
Неизвестный художник. Кабинет-гостиная в доме М.Т. Пашковой в Санкт-Петербурге. 1830-е
На выставке представлены две крупные серии акварелей, иллюстрирующих интерьеры целых домов: дворца московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова и виллы (дачи) княгини Зинаиды Юсуповой. Оба дома сохранились до наших дней, но исторические интерьеры, к сожалению, нет. Поэтому особенно интересно увидеть их на рисунках, передающих не только быт и атмосферу того времени, но и черты личности именитых владельцев.
Парадные помещения дома московского генерал-губернатора, безусловно, впечатляют художественной целостностью и роскошным оформлением, но для дизайнеров-практиков, пожалуй, любопытнее будет заглянуть в частные покои дома Романовых. Скажем, в туалетную комнату великого князя Сергея Александровича, брата Александра III и дяди Николая II. Оборудованная водопроводом с краном и раковинами, она, тем не менее, выглядит как картинная галерея: на стенах плотная развеска портретов предков и родственников, святых и героев, на полу — ковровое покрытие, справа виднеется софа в атласной обивке. Хотя, если представить комнату без картин, окажется, что она оформлена весьма функционально и без пафоса.
И.И. Нивинский. Туалетная комната великого князя Сергея Александровича в доме московского генерал-губернатора. 1905
Жена Сергея Александровича, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, по происхождению была немецкой принцессой, после замужества перешла в православие. При жизни отличалась набожностью и милосердием, после революции была убита, а спустя много лет — прославлена в лике святых новомучеников. Два рисунка, выполненные в 1904—1905 годах, хорошо характеризуют личность этой уникальной женщины, знатной дамы и в то же время человека, обладающего качествами святого.
Молитвенный уголок в спальне супругов оформлен очень уютно и со вкусом. В углу — традиционные канонические иконы в большом резном киоте-складне. По стенам — картины на религиозную тему и иконы, помещённые в рамы для живописи. Видно, что хозяйка была в курсе новых открытий христианского мира — на правой стене выше всех изображений находится копия лика Христа с Туринской плащаницы, которая впервые была представлена широкой общественности в 1898 году, после получения фотографических снимков.
И.И. Нивинский. Опочивальня великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Фёдоровны в доме московского генерал-губернатора. Уголок с дубовым резным киотом и иконами. 1904
А это будуар великой княгини — царство текстиля и света, укромное, глубоко личное пространство. Стены покрыты цветной материей, двери и окна обрамлены шторами; столик, кресло, пуфик закутаны в ткани целиком; на полу ковёр, лампа в зелёной «юбочке» с рюшами. То тут, то там лежат белые воздушные салфетки с вышивкой ришелье. Контрастно выглядит стоящий справа монументальный туалетный стол из дерева. Интересна вертикальная картина над трельяжем, больше похожая на плакат или большую книжную иллюстрацию, изображающую русскую деревню зимой.
И.И. Нивинский. Будуар великой княгини Елизаветы Фёдоровны в доме московского генерал-губернатора. 1905
Кстати, на выставке экспонируются не все работы из альбома интерьеров княжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны. Полный цикл можно увидеть в каталоге выставки.
Перед тем как перейти к рассказу о втором доме, которому посвящена серия работ, давайте посмотрим ещё один кабинет. Невозможно было пройти мимо и никак о нём не упомянуть. Это кабинет-библиотека в особняке фабриканта К.О. Жиро в Москве. Клавдий Осипович приехал из Франции и основал в Москве ткацкую фабрику, ставшую в дальнейшем одной из крупнейших в России. Комната безупречна своей расстановкой мебели, симметричностью и композиционной уравновешенностью. Каждый предмет и предметик находится в нужном месте и в чёткой связи с другими предметами . Целостность достигается также за счёт использования одинаковой ткани для дивана, стульев и портьер.
А. Тейх. Кабинет-библиотека в особняке К.О. Жиро в Москве. 1898
Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, виллу (дачу) которой зарисовал художник, — это не та голубоглазая брюнетка с портрета Серова, а её бабушка. Тоже невероятная красавица и утончённая аристократка, первая дама на петербургских балах. Роскошная дача в Царском Селе была построена придворным архитектором И.А. Монигетти в стиле необарокко, а интерьеры оформлены в различных стилях. Автором альбома с видами внутренних помещений является один из ведущих акварелистов того времени, Василий Садовников — тоже придворный, но художник. Род Юсуповых был настолько влиятелен и состоятелен, что мог себе позволить пользоваться услугами специалистов, которые трудились для императоров.
В.С. Садовников. Гостиная в китайском стиле. Вилла (дача) княгини З.И. Юсуповой в Царском Селе. 1872
Садовников работал как настоящий профессионал. Сначала он делал карандашные наброски всех деталей интерьера. Затем чертил перспективу комнаты и создавал общий, универсальный ракурс, синтезируя его из нескольких вариантов. Потом рисовал набросок интерьера, точно распределяя предметы в новом, «синтезированном» из нескольких ракурсов, изображении, добиваясь максимального охвата помещения и отсутствия искажений. В самом конце всё раскрашивал. В итоге получалась идеальная подача интерьера, с развёрнутой панорамой комнаты и коррекцией геометрических искажений.
В общем, художник делал вручную то, что сегодня называется панорамной фотографией, собранной из отдельных снимков, а также цифровой коррекцией изображения, осуществляемой при помощи алгоритмов компенсации в графических редакторах.
В.С. Садовников. Гостиная в стиле Людовика XVI. Вилла (дача) княгини З.И. Юсуповой в Царском Селе. 1872
Помните, в начале статьи мы обещали рассказать про ещё один очень важный момент, почему фотоаппарат XIX века не смог победить акварельные интерьеры? Вот именно поэтому. Фотоаппарат тогда так не мог. Не мог «схватить» большое пространство максимально широко, создать целостный ракурс без геометрических искажений, сохранить гармоничный вид каждого предмета. Всё это стало возможным только в цифровую эпоху, с появлением программ по постобработке фотографий.
А тогда. А тогда, видимо, просто очень любили свои дома, необычную «интерьерную» красоту и милые сердцу вещи, — любили настолько, что не желали довольствоваться чёрно-белыми условностями и небольшими фрагментами. Нет, нужны были и цвет, и воздух, и высокий потолок, и часы на камине, и композиции из растений — всё по максимуму. А раз и художники были талантливы, могли это передать — то вот и проявлялась любовь к интерьеру во всей полноте, через подробные акварельные «портреты». Нам остаётся только искренне порадоваться, ведь благодаря тому, что графический интерьерный жанр не был побеждён прогрессом, мы можем и спустя сотни лет наслаждаться красотой русского дома.
Г.Г. Гагарин. Анфилада комнат в неизвестном особняке. 1830-1840-е
Выставка «Интерьеры в русской графике XIX — начала XX века. Из собрания Государственного исторического музея» открыта до 28 ноября 2016 года по адресу: Москва, Красная Площадь, д. 1.
Стили мебели XX века
Сейчас не существует чистых стилей, есть только миксы. Но для того, чтобы их создавать, нужно разобраться с основой.
Конец XIX — начало XX в. ознаменовался появлением промышленного подхода к дизайну мебели и отказом от индивидуального проектирования предметов, подходящих к конкретному интерьеру.
Конструктивизм
Первым стилем, который противостоял плавным линиям и обилию цветов буржуазного модерна, стал конструктивизм с его предельной функциональностью. Отказ от любых излишеств и декоративных элементов привёл к тому, что утилитарность предметов мебели была доведена до предела. Рационализм и функциональность, чистые цвета, играющие в контрасте с чёрным и белым, простейшие геометрические формы – вот основные черты конструктивизма.
Функционализм
Функционализм появился в 20 — 30-е годы благодаря новой идеологии немецкой школы дизайна Баухаус. В отличие от конструктивизма, линии и формы мебели в этом стиле могут быть и плавными, и геометричными. Важный момент –назначение предмета мебели и появление двойной функции: диван-кровать, кресло-кровать, столик на роликах и пр.
Минимализм
Но самая высокая степень отказа от декоративности – минимализм. Стерильность, графичность и монолитность предметов. Монохромность в цвете и суперпростые контуры. Минимум предметов мебели.
Ар-деко
Ар-деко, зародившийся после парижской выставки 1925 г., стал стилем для процветающего среднего класса. Он отличается от модерна прямыми вертикальными линиями и овальными формами, обилием металла, стекла и камня, отсылом к декоративному искусству египтян и ацтеков, внешней декоративностью. Это стиль коктейльных вечеринок, джазовой музыки и сиюминутного наслаждения жизнью. В отделке господствуют геометрические орнаменты из многоугольников, овалов и кругов. Предпочтение отдаётся насыщенным цветам в сочетании с золотым или золотисто-коричневым.
Поп-арт
В конце 50-х в противовес абстракционизму в Америке сформировался поп-арт. Представители направления выбрали своей целью «возвращение к реальности, определённой идеями, зародившимися в масс-медиа». Интерьер в стиле поп-арт – это яркие цвета, новые технические материалы и приёмы, подсмотренные в области промышленного дизайна и рекламы: пластиковая мебель, повторяющиеся элементы, фотографии и постеры. Для мебели также характерны яркие цвета и блестящие покрытия. Здесь будут актуальны типичные для 60-х диваны и кресла округлых форм, объёмные пуфы и небольшие столики.
Постмодернизм
Постмодернистская мебель ассиметрична и многофункциональна. Символическое значение объекта столь же важно, сколь и его практический смысл. Стиль отличается уходом от монохромности и рациональных форм.
Есть три принципа постмодернизма, которые стоит запомнить: обращение к контексту, аллюзии и орнаментализм.
Хай-тек
Мебель сохраняет правильность форм и геометричность изгибов. Это полное пренебрежение декоративными элементами и фурнитурой. Редко предметы мебели в стиле хай-тек изготавливаются из натуральных материалов. В основном это стекло, сталь и пластик, а также хромированные детали. В мягкой мебели уместна только максимальная простота форм и однотонная обивка.
Когда старые кирпичные склады и помещения производственного назначения начали преобразовывать в жилые или коммерческие, появился стиль лофт. Его интерьеры отличаются тем, что в них нет внутренних перегородок. Это способствует совершенно уникальному способу организации пространства, где помещение зонируют предметы мебели.
Для этого стиля характерна лаконичная или выразительная дизайнерская мебель ярких цветов. Используется несовместимое на первый взгляд сочетание дерева, пластика и металла.
Футуризм
Футуризм «вдохновлён» научно-фантастической литературой и кинематографом. Гладкие обтекаемые поверхности, монохромность, обилие света, искривление пространства интерьера и отсыл к фрагментам космического корабля будущего.
Неоклассика
Стиль, основанный на традициях, но облегчённый и более сдержанный в деталях. Если это диван, то в его форме будет лишь угадываться исторический контекст и не будет никаких излишеств, если это кухня, то филёнки на её дверцах будут максимально лаконичны и т.д. Мебель этого стиля легко впишется в формат лофта или скандинавского интерьера.
Мы разобрали лишь основные стили XX века, которые могут оказать влияние на формирование идеи интерьера. Очень надеемся, что это поможет вам при выборе мебели или деталей интерьера.
Возврат к истокам
Все новое — хорошо забытое старое. Эта фраза не утратила актуальности и сегодня. В моду опять вернулся классический стиль и вариации на его тему: от ампира до прованса. Сильно возрос интерес к русским национальным традициям, к истокам русской архитектуры как в экстерьере, так и в интерьере. «Вновь становятся модными детали русского интерьера конца XIX — начала XX века: изразцовые печи, абажуры, развеска картин «сплошная московская с воздухом», двери, окна, паркет, также может использоваться наружная проводка электрики. Особым спросом пользуется антикварная мебель и свет», — говорит Александр Данилов, архитектор, руководитель мастерской архитектурного бюро АДЕкС.
В России сильно возросла потребность именно в классике, подтверждает Ольга Кондратова, генеральный директор и основатель «Дизайн-студии Ольги Кондратовой»: «Если лет десять назад большинство заказчиков предпочитали современный стиль, считая, что классика — что-то устаревшее и неинтересное, то сейчас даже молодые клиенты приходят к нам именно за классическими интерьерами. Мы это объясняем тем, что люди стали много путешествовать по миру. В Европе, например, мода на классику никогда не уходила. Европейцы очень любят свою историю и сохраняют ее, они умело сочетают антиквариат и современную мебель. Эта тенденция пришла к нам не так давно и уже полюбилась многим».
Сейчас чувствуется сильное влияние «американской современной классики», но также устойчиво набирает популярность экостиль с бережным отношением к окружающей среде, использованием энергосберегающих технологий, отмечает Иннокентий Владиславлев, главный архитектор ГК «Астерра». Значительное удешевление технологий автоматизации и управления домом («умный дом») дает возможность применять инновации даже в экономсегменте.
Окончательно уходят в прошлое вычурные, «кричащие» проекты с обилием дорогих, но безвкусных деталей. Практически все уже отказались от многоуровневых гипсокортонных потолков и настенных конструкций самых невероятных форм, которые съедают и без того малые площади российских квартир. Люди перестали загромождать комнаты бесполезной громоздкой мебелью: «горки» в гостиных и детских, шкафы-купе и т. п. Многие поняли, что лучше организовать хоть и небольшую, но отдельную гардеробную, в которой помещается очень много одежды и обуви, чем выстраивать шкафы-купе, занимающие треть площади коридора или спальни. Все меньше кричащих по цвету интерьеров, возрастает функциональная насыщенность, используются принципы трансформации пространства, в квартирах стало меньше бутафории и бесполезных вещей. «Десять-пятнадцать лет назад дизайнеры часто экспериментировали с экспрессивными формами, арками, колоннами, росписью, многоуровневыми потолками для того, чтобы помещение казалось богаче. Сегодня время сложных конструкций ушло — в моде простота и свобода», — говорит Ольга Кузнецова, вице-президент компании RED Development.
Особняком у дизайнеров стоят лофты. Их, как правило, выбирают молодые и успешные. Лофты стали популярны в России около четырех лет назад. Отличительные особенности этого стиля — отсутствие перегородок, высокие потолки и витражное остекление. Пространство разделяется зрительно, с помощью мебели, игры с цветом и фактурой. Для контраста и распределения зон в помещении дизайнеры лофт-интерьеров часто выделяют одну из четырех стен. К примеру, три стены делают кирпичными, а четвертую покрывают металлической штукатуркой.
«Нестандартные дизайн-проекты легко реализуются в лофт- или апартаментных комплексах, так к ним не применяются жесткие законодательные нормы, действующие в отношении обычного жилья. Очень хорошо расходятся сегодня двухуровневые лофты, решения с антресолями, мансардами, отдельным входом, — говорит Александр Подусков, директор по продажам и развитию loft-проектов компании KR Properties. — Даже в небольших помещениях (30-40 кв. м) можно создать запоминающийся интерьер, архитектурную атмосферу, которая достигается, в том числе и за счет исторической составляющей».
Лофты выбирают и за конструктивные особенности: огромные окна в пол, высокие потолки, возможность зонирования помещения с помощью предметов интерьера, консолей, ширм. Ценится именно свободная планировка без загромождения жизненного пространства, ведь исторически, в 20-е годы прошлого века в США, лофты создавались как просторные студии.
В конечном итоге залог качественного жилого пространства — это совокупность нескольких факторов. Наиболее важны профессионализм дизайнера и готовность заказчика к компромиссам. «Представление «кто платит, тот и музыку заказывает» ошибочно, — говорит Николай Миловидов, соучредитель архитектурного бюро UNK project. — Проектирование жилого интерьера — это диалог, и он не может и не должен превращаться в монолог. Поиск приемлемых решений очень важен для рабочего процесса».
По мнению эксперта, важно, чтобы заказчик и дизайнер оказались на «одной волне», ведь создание интерьера — занятие не на один день и даже не на один месяц. Каждый из них уже на стадии выбора должен оценить, сможет ли сработаться с таким партнером. Следующий немаловажный фактор удачного интерьера, на который практически никто не обращает внимания на начальной стадии работы, — это корреляция жилого помещения и предъявляемых к нему запросов. «Пространство может оказаться попросту неподходящим для воплощения задуманных идей. Или его адаптация под эти идеи потребует столько сил и вложений, что овчинка совершенно не будет стоить выделки», — говорит Миловидов
Роза чайная цветет
Насыщенные неоновые и темные тона перестали пользоваться популярностью. По словам Екатерины Фонаревой, коммерческого директора корпорации «Баркли», в моду возвращаются нейтральные и яркие, но не слишком интенсивные оттенки. Например, морские цвета, нейтральные кремовые, серые, оливковые оттенки. Явное лидерство за светлой однотонной цветовой гаммой. В светлых, практически белых тонах выполняют не только отдельные помещения, но интерьеры целых квартир. Их оттеняют контрастными, но уже темными тонами — угольным, кофейным, шоколадным или, например, деревом, указывает коммерческий директор ФСК «Лидер» Григорий Алтухов.
Не выходит из моды и бежево-коричневое сочетание, дизайнеры любят его за спокойствие и глубину. «Все оттенки бежевого: песочный, слоновая кость, сливки, топленое молоко. Оттенки коричневого: кофе, кофе с молоком, горький и молочный шоколад, венге — можно смело использовать. Оттенки золота и серебра тоже в моде. Отдельно отмечу цвет чайной розы. И, конечно, сочетания: алый и серый, фисташка и фуксия», — рекомендует Анна Бабич, руководитель проектов компании «Премиум Дизайн Групп».
Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group
Известное имя дизайнера, название студии или бюро увеличивает стоимость дизайна на 10-20%. Кстати, жены крупных бизнесменов наигрались в дизайнеров, и время, когда интерьеры своих квартир они создавали сами, ушло, на рынок пришли профессионалы. За последние 15 лет у дизайнеров появились репутация, имя и бренд.
На ткани уходит до 30% стоимости всего интерьера. Ведущие производители интерьерных тканей — Англия, Франция, Италия. Более дешевая альтернатива — ткани из Турции и Китая, они не уступают европейским по качеству. «Отечественной альтернативы зарубежным тканям нет. Невозможно за очень короткий период догнать европейских, американских производителей интерьерного текстиля, в арсенале которых многолетние традиции, инновационные технологии производства и решения дизайнеров модных домов с мировым именем», — говорит Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой».
7 десятилетий истории: как изменялся дизайн интерьера
Характер интерьера меняется вместе со временем, и это вполне логично, ведь на сознание и настроение людей постоянно влияет множество различных экономических, социальных и культурных факторов. Давайте посмотрим, как эволюционировал дизайн интерьера с 50-х годов прошлого века до нашего времени, и с чем были связаны те или иные перемены.
В 50-е годы весь мир восстанавливается после ужасной Второй мировой войны. Человечество вступает в эру потребительства. В оформлении интерьеров главенствует модернизм; люди предпочитают открытые и светлые жилые помещения, в которых все устроено с максимальным комфортом.
Основные черты дизайна интерьера 50-х годов:
• В архитектуре и дизайне правит функционализм, однако он становится ярче и эмоциональнее;
• В оформлении помещений часто используются яркие цвета, которые символизируют завершение страшного военного периода;
• Архитекторы и дизайнеры стараются все чаще применять современные материалы и новые технологии. Например, в 50-е годы в интерьерах стали появляться предметы из пластика, металла, резины и синтетических тканей;
• Особое внимание уделяется формам вещей, что во многом связано с развитием концепции функционализма специалистами разных стран. В это время зарождается скандинавский модерн, который мы и сегодня ценим за удобство, практичность и длительный срок службы.
На смену десятилетию восстановления пришли яркие и смелые 60-е. Это время ассоциируется с освоением космоса, хиппи, процветанием и достатком.
Основные черты дизайна интерьера 60-х годов:
• Цветовая палитра интерьеров стала еще ярче, чем в 50-е. Дизайнеры даже могут использовать цвета, которые не очень гармонично сочетаются между собой!
• Искусственные материалы также на пике популярности: редкий модный интерьер обходится без пластиковой мебели, ламината и фанеры;
• В это время в оформлении модно использовать обои и текстиль с различными геометрическими рисунками;
• Особая черта интерьера 60-х – место для чтения. Это занятие стало чрезвычайно модным, поэтому во многих домах появились стеллажи с книгами, мягкие кресла и торшеры рядом с ними; • 60-е – это, безусловно, история про космос. Космическая тематика просочилась и в дизайн интерьеров, например, с помощью мебели нестандартной формы;
• Случился телевизионный бум, то есть телевидение стало доступным практически каждому, и телевизор стал центром гостиной, весь интерьер выстраивался вокруг него;
• Расцвет движения хиппи нашел отражение и в оформлении интерьеров: молодежь много путешествовала и привозила из странствий различные диковинные вещи и сувениры, иногда с этническим характером. Все это делало и без того яркий интерьер еще более пестрым и жизнерадостным.
70-е иногда называют «десятилетием дурного вкуса», и это можно объяснить тем, что в это время одни тенденции и нововведения откровенно противоречили другим. Настроения в обществе также отличались нестабильностью: с одной стороны, рецессия в экономике, различные вооруженные конфликты и стихийные бедствия, с другой – желание жить, слушать музыку в новом стереоформате, танцевать под диско…
Основные черты дизайна интерьера 70-х годов:
• Цветовая палитра интерьеров в 70-е изменилась: на смену желтому, зеленому и голубому пришли пурпурный, фиолетовый и бирюзовый. Новые оттенки добавляли оформлению богемности;
• Мебель в актуальных интерьерах этого времени часто имела глянцевую или полированную поверхность;
• Очень модно в это время было обивать мягкую мебель и изголовье кровати приятным наощупь материалом, например, плюшем и бархатом;
• Ни один интерьер в 70-е не мог обойтись без ковров;
• Спад в экономике подталкивал людей создавать декор для своего интерьера своими руками. Предметы в духе DIY (от англ. Do It Yourself – «сделай это сам») помогали привнести в интерьер индивидуальность;
• Идеи движения хиппи начали давать плоды: люди стали больше стремиться к природе. В моду входит деревянная отделка, плетеная мебель и обилие комнатных растений.
80-е ассоциируются с духом свободы, нарочитой театральностью, неоновыми оттенками и шумными вечеринками. Это время смелых экспериментов и неожиданных сочетаний.
Основные черты дизайна интерьера 80-х годов:
• В моду вошло такое дизайнерское направление, как шебби шик. Основательницей его принято считать англичанку Рэйчел Эшвел, которая скупала на распродажах и блошиных рынках старую мебель, реставрировала и переделывала ее в романтическом духе;
• 80-е – эпоха расцвета различных авангардистских стилей и направлений, например, на пике популярности были работы и концепции миланской группы дизайнеров «Мемфис». Они имели яркий и иногда неожиданный характер. Произведения «Мемфис» – это асимметричные и диспропорциональные линии и размеры, многообразие материалов и игривые формы, остроумность, алогичность, выразительность, экзотичность, порой дурашливость, всегда эмоциональность и вызов восприятию;
• В противоположность ярким абстракциям популярностью пользовались спокойные пастельные тона;
• Стремление быть ближе к природе постепенно оформилось в направление Country style, которое характеризуется душевностью, отсутствием вычурности, практичностью и использованием натуральных материалов.
90-е – время подведения итогов бурного, богатого на события столетия. В это время дизайн интерьера уже стал избавляться от лишнего и нарочито сложного.
Основные черты дизайна интерьера 90-х годов:
• В это время зарождается минимализм: люди устали от буйства красок, абстракций и активной геометрии;
• Особенно популярной в 90-е становится мебель с кожаной обивкой: она считается символом достатка и статуса;
• Также очень востребована мебель из сосны, из нее делали стулья, столы, комоды и шкафы. Громоздкая деревянная мебель, иногда с резьбой, украшала практически каждый дом;
• В 70-е ни один интерьер не обходился без ковров, в 80-е они постепенно перекочевали на стены и в 90-е там и оставались;
• В конце 20 века любили украшать интерьеры живописью современных художников. Огромные полотна в вычурных рамах занимали почти все стены.
Приход нового тысячелетия стал символом стремления к интерьеру с индивидуальными, уникальными чертами. Развитие техники и технологий позволило сделать бытовые приборы совершеннее и компактнее, что помогло добавить комфорта жилым и общественным пространствам.
Основные черты дизайна интерьера 2000-х годов:
• Так, развитие технологий позволило выпускать удобные плоские телевизоры с большими экранами. Благодаря распространению интернета, люди смогли обустраивать компактные кинотеатры у себя дома;
• Частые атаки террористов, война в Ираке и нестабильные настроения в социуме стали причиной того, что люди стали больше внимания уделять безопасности своих домов;
• Тем не менее, на смену невзрачному интерьеру 90-х пришел более жизнерадостный и интересный интерьер 2000-х. Люди стали использовать сложные цвета, необычную отделку и утонченный декор. 2010-е годы Второе десятилетие 21 века стало символом расцвета дизайна, социальных медиа и самовыражения. Интерьеры в это время тяготеют к эклектичности: в одном пространстве могут использоваться как ультрамодные предметы и материалы, так и отреставрированные старые вещи. Основные черты дизайна интерьера 2010-х годов:
• Дизайнеры используют самые разные цвета и оттенки для оформления интерьера; в каждом сезоне объявляются свои фавориты;
• Развитие технологий приводит к появлению понятия «умный дом», которое обозначает то, что владелец может дистанционно контролировать все устройства во всем доме. Это поднимает комфорт человеческого жилища на новый уровень;
• Потребность в лаконичных интерьерах только усилилась, что привело к популярности таких стилей, как скандинавский, минимализм и лофт;
• Стремление к чистоте и природе также усилилось: люди стали стараться есть полезную пищу и оформлять свои интерьер в приятных естественных тонах, используя натуральные материалы. Очевидно, что за семь десятилетий дизайн интерьер проделал большой путь. Сложно предсказать, как будет меняться эта область в дальнейшем, но уже можно смело сказать, что она полностью зависит от экономических, социальных и культурных событий. Изменения настроений общества проецируются на все виды искусства, и дизайн интерьера не является исключением.
Очевидно, что за семь десятилетий дизайн интерьер проделал большой путь. Сложно предсказать, как будет меняться эта область в дальнейшем, но уже можно смело сказать, что она полностью зависит от экономических, социальных и культурных событий. Изменения настроений общества проецируются на все виды искусства, и дизайн интерьера не является исключением.