Интерьер 30 х годов
Советский дизайн в современной России — русский национальный винтаж (ч. 2)
09.03.2017 Понравилось пользователям:
Часть 1 | Часть 2
Кино, да и только! Характерные советские интерьеры в фильмах
I. Псевдоклассицизм
Продолжение дореволюционных тенденций в дизайне — «Собачье сердце»
На примере фильма «Собачье сердце» (послереволюционное время, тенденции с дореволюционного времени), мы можем заметить, что тогда люди жили по правилам, согласно которым различным потребностям обитателей служили отдельные помещения. Кухня существовала только для прислуги. Спали в спальне, работали в кабинете, а ели, представьте себе, только в столовой.
Профессор Преображенский считал, что в доме должно быть много комнат, выполняющих только отведенные им функции. В интерьерах фильма — высокие дверные проемы с декоративными портьерами, классические плюшевые диваны с высокой спинкой, художественный паркет и буфеты ручной работы. На стенах — обои с рисунком и орнаментом, который используется и в наше время.
Особое внимание уделяли деревянной мебели, часто ручной работы. Гостиные и столовые обставляли сервантами, столами, накрытыми скатертью, и стульями из редких пород дерева. Окна украшали портьерами из дорогих тканей. Резные буфеты, присутствующие в данной кинокартине, как настоящий антиквариат, сохраняют актуальность и по сей день, находя отголосок и в современных дизайнерских интерьерах кухонь и столовых.
«12 стульев» — очарование НЭПа и классической мебели
Действие фильма «12 стульев» происходит в апреле 1927 года. Характерными чертами интерьеров являются: деревянная мебель, комоды, буфеты с различными вставками из стекла… Сюжетная линия, основанная на поисках классических стульев, возводит их в ранг своего рода культового предмета того времени. Мягкие линии корпуса, обитое тканью сиденье, изящные ножки ручной работы… На фоне полуразрушенной страны «стулья из дворца» становятся символом обывательской роскоши, к которой в эпоху НЭПа возникает огромный интерес. Ценности стульям в глазах искателей и окружающей публики, несомненно, придают и столь символично запрятанные под их обивку сокровища.
Образ классических стульев с овальной спинкой так сильно укоренился в нашем сознании, что даже в последующие, гораздо более избалованные материалами и возможностями времена, продолжает использоваться в дизайне столовых и гостиных.
II. Конструктивизм
В 30-50-х годах на смену псевдоклассицизму приходит конструктивизм. В основе лежит рациональный подход к восприятию вещей. Архитектура отличается сдержанностью, строгостью линий, геометризмом, монолитностью и лаконичностью форм. Ордерные детали: колонны, пилястры и другие похожие элементы отсутствуют.
«Подкидыш» — кино о простых интерьерах
В фильме «Подкидыш» все интерьеры очень просты, стиль отличается сдержанностью тонов, а простота деталей сразу бросается в глаза. К примеру, в фильме можно увидеть лаконичное оформление дверных проемов и окон, а сами помещения не перегружены мебелью: стулья и столы, лампы и плетеные элементы декора, книжные шкафы. Также в интерьере стали появляться фрамуги из дерева и стекла, с разнообразными рисунками на них.
III. Сталинский ампир
Во второй половине 30-х годов в Советском союзе появилось направление под названием «Сталинский ампир». Деревянная мебель, кабинеты, полностью выполненные из элитного дерева, делались по проектам кабинета Сталина.
«Освобождение» и кабинет Сталина
В киноэпопее «Освобождение» мы можем рассмотреть кабинет И. В. Сталина. Кадры из этого фильма наглядно демонстрируют массивные двери, большой рабочий стол с орнаментом на передней стенке стола.
Высокие дверные проемы, а также лепнина на потолках и стенах, лампы с зеленым абажуром, кожаные диваны, пилястры, люстры.
В соответствии с принципом вечного возвращения, в современном дизайне такие предметы вновь входят в моду. Популярность винтажных вещей весьма велика: на рынках сбывают отреставрированную мебель 30-40-х годов, причем, особой популярностью пользуются предметы декора. Например, телефонные аппараты 30-50-х гг, отличающиеся изысканной простотой исполнения, в наше время выгодно дополняют дизайн интерьеров в стиле винтаж. В вещах сталинского периода отражается богатый исторический опыт нашей страны.
Инкрустированная мебель также перенеслась из того времени в современный интерьер. Все чаще и чаще в гостиных можно видеть граммофоны — излюбленные предметы настоящих ценителей музыки, которые любят виниловые пластинки.
В данном стиле строились все самые знаменитые достопримечательности столицы, а именно: сталинские высотки, архитектурный ансамбль ВСХВ. И самая большая дань этому стилю — московский метрополитен.
IV. Военное затишье
В 40-х годах XX века архитектура и дизайн интерьера в Советском союзе пошли на спад в связи с Великой Отечественной Войной. В стране не было никакого развития искусства, люди пытались лишь сохранить то, что было накоплено веками.
«Актриса» и популярный элемент декора — советская ширма
Советский кинематограф занимал значительное место в жизни людей, давал им веру и идеи, а также отражал жизнь и тенденции в дизайне. Так, к примеру, в фильме «Актриса» показываются театральные помещения, в которых присутствуют ширмы, разделяющие помещения на зоны. С их помощью комната могла разграничиваться на спальную зону и зону для переодевания. Ширмы популярны в домах и квартирах и по сей день. В наше время они служат для условного визуального разделения на зоны таких помещений как спальни-гостиные и спальни-гардеробные.
«Разные судьбы» — интерьеры бедняков и богачей
В 1956 году вышел фильм «Разные судьбы», в котором показываются разноплановые интерьеры, жизнь и богатых, и обычных людей. Здесь вновь можно видеть мебель ручной работы, цветные обои, круглые столы со скатертями. Интерьер дополняют такие предметы декора, как самовар, вазы и кувшины.
Занятно, что и в XXI веке эти предметы никуда не делись. Самовар актуален в кухонных помещениях и столовых, все чаще используются в декоре и другие винтажные предметы.
Таким образом, многие дизайнерские приемы оформления интерьеров прошлых лет актуальны и по сей день. Дизайнеры часто дополняют интерьеры, выполненные в современном стиле, интересными антикварными деталями. Именно это может придать изюминку любому помещению и, выделив оформление из повседневности, наполнить его духом истории страны, города и конкретной семьи.
Часть 1 | Часть 2
Текст: Анна Попова, Анастасия Волнянская, Марина Ли
Такой разный советский стиль интерьера
Грубые, жесткие обои на стенах, скрипящий паркет и незамысловатые мебельные гарнитуры – это те детали интерьера, которые большинство старается безвозвратно выбросить из дома. Но есть люди, которым интересно обустройство дома в этот исторический период. Они даже черпают вдохновение для создания современной обстановки, просматривая фотографии тогдашних квартир.
Русский стиль. Интерьер и быт в первые десятилетия существования СССР
В одном ряду с такими популярными стилями интерьера, как барокко, модерн, кантри можно поставить русский стиль, который соответствует эпохе существования СССР. Дизайнеры часто называют советский интерьерный стиль вычурным словом «китч», что дословно обозначает «штампованный под копирку объект низкопробного производства». Начало формирования подобной обстановки помещений началось в 20-х годах ХХ века и не закончилось до сих пор по одной простой причине: люди, родившиеся и прожившие большую часть жизни в союзе, не могут принять изменения и обставляют свой дом (воздерживаются от переделок), подражая культуре времен Брежнева, Хрущева.
В первые годы после перемены власти с императорской на советскую людям было не до переклеивания обоев и перестановки мебели. Массово начала происходить урбанизация, стал остро ощущаться дефицит жилья. Но власти, не имея средств на строительство новых домов, решили по-другому – превращать бывшие богатые дома буржуазии в общежития, которые до наших дней именуются как «коммунальные квартиры». Их главной особенностью было наличие общего санузла, кухни и коридора. В каждой из жилых комнат располагались иногда по 5-7 человек.
Послевоенный советский интерьер 40-х
Военные действия на территории бывшего СССР оставили след не только в памяти людей, но и их быту. Безденежье, голод заставляли людей отказываться от излишеств, интерьер квартир послевоенного периода более чем скромный.
Советский интерьер 50-60-х
Стиль 50-60-х годов в дизайне интерьера советских квартир разительно отличается от обстановки предыдущих десятилетий: население пришло в себя после военных разрушений и их последствий. Современные дизайнеры классифицируют этот период как «многогранное ретро», которое разительно отличается от советского минимализма. Типичными для обстановки жилья этого периода являются следующие элементы и решения.
- Большое количество света – на смену массивным, громоздким и устрашающе темным портьерам пришли легкие, полупрозрачные шторы. Искусственное освещение вышло за рамки «только лампа под потолком», классические каскадные люстры стали дополняться настенными бра, торшерами, настольными лампами.
- Яркость цветов – насыщенно-зеленые мягкие уголки, лимонно-желтые занавески и другой оригинальный декор необычных оттенков превращали советское жилье в мини-студию дизайна.
- Мультифункциональная мебель (диван-кушетка, кресло-кровать, раскладной стол) дополняла интерьеры того времени по причине дефицита жилой площади.
Единственное, что не выражало советский интерьер 50-60-х годов на фоне современного, – банальные обои в полоску или цветочек. Обивка мебели, кроме яркого цвета, ничем не выражалась на общем фоне. Разнообразить и украсить интерьер помогал текстиль. Модными в то время было однотонные полотна и ткани с орнаментом. Даже сегодня в квартирах людей, чья молодость прошла в 60-ые годы прошлого века можно встретить покрывала с такими орнаментами: растительные мотивы, геометрические узоры, простые украшения полотна в виде шахматной доски, елочек, квадратов.
Советский интерьер 70-х
Молодому поколению может показаться, что в СССР, независимо от десятилетия (40-е, 50-е, 70-е годы) все в домах было одинаково. Но, люди, жившие в советское время, хорошо помнят мельчайшие детали интерьера. В 70-х годах прошлого века произошел прорыв в архитектуре – в городах стали строить дома «брежневки», имевшие не менее 9 этажей, оснащенные комфортными новинками – мусоропроводом и лифтом. Сами авторы задумки именовали квартиры в таких постройках улучшенным вариантом «хрущевок».
Квартиры, построенные в 70-х годах, имеют от 1 до 5 комнат, низкие потолки и тесную кухню (7-9 кв.м.). С интерьером «брежневок» можно частично ознакомиться при просмотре фильма «Москва слезам не верит»: беленые потолки, на стенах – обои с геометрическим рисунком или в полоску светло-коричневого цвета, на полу – березовый паркет. Остановка гостиной незамысловатая – у одной стены расположена «стенка» из ДСП, напротив нее – диван и два кресла, рядом – журнальный столик или полированный стол, который по праздникам раскладывался. В спальне также стоял диван, трюмо и громоздкой платяной шкаф.
Гостиная незамысловатая – у одной стены расположена «стенка» из ДСП, напротив нее – диван
В спальне также стоял диван, трюмо и громоздкой платяной шкаф
На стенах в интерьерах 70-х годов обязательно должны висеть ковры, в серванте – стоять рыбки (те самые синие, которые до сих пор хранятся у некоторых людей), а под потолком сверкает трехъярусная люстра с висюльками «под хрусталь» (из банального пластика). Стены в квартирах эпохи 70-х, да и в 80-х украшают календари, плакаты с изображением советских артистов.
В те времена все было однотонным и скучным
На стенах обычно вешали календари и плакаты
Эпатаж в советском интерьере
Множество предметов, произведенных в советский период, получится отыскать только на заброшенных чердаках или в раритетных коллекциях. Но не только предметы быта вызывают удивление или смех на лицах молодых людей, живущих в 21 веке. Множество того, что когда-то казалось людям модным и красивым, сегодня именуют популярным словом «эпатаж». Можно выделить 5 предметов, которые вызывают наибольшее удивление на лицах молодого поколения.
Первое, что бросается в глаза при просмотре фотографий периода СССР – ковры на стенах, которые по праву лидируют в рейтинге «Советский эпатаж». Полотно с изображением оленей, натюрмортов использовалось с декоративной целью и… для экономии обоев. Также причиной оригинальной декорации становились холодные стены (роль теплоизолятора) и шумные соседи (роль шумоизолятора).
Советский дизайн у молодежи вызывает смех или удивление
Советский дизайн можно осовременить
В таком дизайне есть много непонятных вещей
Второе почетное место в рейтинге эпатажных предметов советского времени являлась швейная машинка с ножным приводов, служащая «помощницей» в рукоделии и местом хранения обуви. Поверх нее обычно застилали скатерть, после чего прибор превращался в рабочий стол. Третьим предметом, которым можно удивить сегодняшних школьников, является телевизор или радиола на ножках (как у табуретки).
Четвертая позиция рейтинга заслуженно достается ажурным салфеткам, которыми укрывали не только стол, стулья, но и ранее упоминаемые телевизор, радиолу. С 30-х годов прошлого века ажурное, зачастую самодельное украшение, использовалось как декор для подушек, верха шкафов и сервантов. Замыкает пятерку сервант или как его еще именуют – «буфет». Этот предмет мебели служил местом хранения сервизов производства Ленинградского фарфорового завода (или другой праздничной посуды), семейных фотографий, иногда – денег. Подобные вещи складывали в верхнюю часть серванта со стеклянными вставками в дверцах – чтобы все видели «богатство» семьи, в нижней же части буфета, за деревянными дверцами скрывались полотенца, одежда и другие ценности (например, запрещенная Библия или банки с огурцами).
Стены обычно украшали картинами, календарями или плакатами
Обои обычно были полосатые либо в цветочек
Ковры на полу
При упоминании фразы «ковер в СССР» сразу вспоминается именно настенное одеяние, но не менее популярны в советский период были напольные ковры. Почему их популярность был на пике в 50-80-х годах прошлого века? Да просто потому, что они дорого стоили, и если семья могла себе позволить покупку ковра, значит, она благополучная и живет в достатке.
Зачастую покупали такие ковры.
- Ворсовые шерстяные, произведенные в Туркмении. Основа орнамента туркменских ковров – «гель» (ромбы, квадраты, многоугольники).
- Ворсовые или безворсовые изделия армянского производства. Основной мотив таких ковров – цветок лотоса с развернутыми лепестками.
- Ковры с шелковистым ворсом, изготовленные в Азербайджане. Отличаются уникальными геометрическими орнаментами, самые популярные виды «Казах», «Ширван», «Куба».
Помимо изделий среднеазиатского производства в СССР были популярны ковры, изготовленные на фабрике ВО «Внешпосылторг» (жаккардовые изделия с полушерстяным ворсом), Обуховском ковровом комбинате (двухполотные ворсовые ковры), Алматинской ковровой фабрики (прутковые 4-цветные коврики, гладкие прутковые дорожки).
В настенных шкафчиках обычно хранились фотографии
В сервантах и шкафах обычно ставили главные достопримечательности семьи
Обычно советский дизайн был скучным и однотонным
Дизайн современной квартиры в советском стиле
Кантри, прованс, модерн – эти стили поднадоели людям, любящим необычные эксперименты. Советский интерьер в современной интерпретации – это вычурно и оригинально. В одной из комнат или во всем доме можно создать обстановку периода СССР различных годов. Таблица сочетания цветов поможет в этом.
История дизайна: Интерьеры постсоветской Москвы в 1989-1991 годы
Предпосылки дизайн-революции, появление феномена евроремонта и первых образцов авторского интерьерного дизайна
На фото: Красавин Алексей Николаевич (Россия, 1956 ) «Дом моего деда», картина. Изображение с сайта softmixer.com
Обстановка московских квартир до распада СССР
Сейчас это сложно представить, но в конце 1980-х годов слова «дизайн» и «интерьер» не употребляли — использовалось выражение «обстановка квартиры».
Обстановка, как и сами квартиры, была стереотипной и состояла из предметов мебели, купленных за деньги (чешская «стенка»), или в буквальном смысле принесенных с помойки. На помойку попадала мебель из расселенных коммуналок. Именно эти бабушкины буфеты, круглые столы, настенные часы и платяные шкафы стали первой выгодной инвестицией времен СССР.
На фото: Невзгодин Анатолий Никифорович, «Подруги» 1977, картина. Изображение с сайта softmixer.com
«Вечный» стиль 60-х
Об этой обстановке мы сейчас говорим «в стиле 60-х годов». Но, так как мебель в СССР приобреталась крайне редко, и потом уже никогда не менялась — шестидесятые в нашей стране продолжались и в 1970-х, и в 1980-х, и далее, вплоть до настоящего времени. Например, такие кресла, как на рисунке, были в каждой квартире, а сейчас их можно часто встретить на помойке.
На фото: Картина Анджелы Джерих (anqil.arts.in.ua/gallery) из серии «Ностальгия по СССР»
В каждой советской квартире был паркет елочкой, обои ромбиком, чугунные батареи и вид из окна на соседнюю «пятиэтажку».
Феномен творческих мастерских
Но был и другой тип помещений, бывать в которых мечтала любая московская девушка 1980-х годов. Это мастерские художников: большие или маленькие, на мансардных или первых этажах, а то и в отдельных особняках в центре Москвы. Рассчитывать на мастерскую могли только члены Союза художников.
Непривычные пространства, наполненные незавершенными картинами, недопитыми бутылками, забытыми вещами и незнакомцами богемного вида манили непринужденной небрежностью. Мастерские всегда обживались и служили местом случайных и неслучайных встреч интересных людей.
На фото: Застолье в Мастерской Бориса Мессерера на улице Воровского (Поварской), 20 — в компании творческой элиты того времени. Фотограф Валерий Плотников, изображение с сайта sb.by
Мастерские, в которых гостила я, были скромнее и по размеру и по составу присутствующих, но именно они в конце 80-х годов стали пропускным пунктом в западный мир.
На фото: Сквот на Фурманном переулке, 18. Фото с сайта «Молодежная субкультура в СССР» kompost.ru
Этот дом, несанкционированно захваченный художниками под мастерские, просуществовавшие с 1985 по 1991 годы, был не только пионером подобного стиля, но и первым и почти единственным успешным коммерческим проектом по продвижению советского искусства на запад.
На фото: GÜNTHER Uecker — КРЕСЛО II, 1963, гвозди на дереве, 87х47х45 см, коллекция Uecker. Изображение с сайта creativepool-compensis.de
Современное искусство как вызов
Сознание и желания советского человека стремились в противоположном направлении. Все «заграничное», бывшее до этого запретным плодом, вызывало бурное приятие и жажду обладания. В 1989 году в Берлине разрушена стена, а москвичи впервые познакомились с концептуальным западным искусством: прошла выставка Гюнтера Юккера.
На фото: Гобелен «Москва праздничная», созданный Аллой Шмаковой. Изображение с сайта kudago.com
«На фоне ошеломляющих новаторством авангардных выставок, которые в последнее время обрушились на столичную публику, — пишет журнал Декоративное Искусство в СССР, 1990, — выставка “Московский гобелен: эволюция без революции” на Кузнецком мосту могла остаться незамеченной. Ее пропустили из-за краткости срока, плохой рекламы, а главное — из-за ее “несенсационности”». И это комментарий проигравшего.
Первые попытки евроремонтов
Игорь Зайдель, художник ныне живущий в Берлине, а в 80-е годы участник сквота на Фурманном (на фото — его коллаж того времени), уверен, что первый евроремонт в Москве состоялся в его квартире, в пятиэтажной хрущевке в Беляеве, в 1987 году.
«Друг моей мамы, француз, привозил в Москву французские журналы по архитектуре. Там я набрался передовых идей, выбросил всю старую мебель, оставил только пару стульев и подушки на полу, покрасил стены в белый цвет. О последнем рабочих пришлось уговаривать, так как по их мнению белый цвет стен был возможен только в больнице».
Улица Вавилова, Серпуховской Вал, Дорогомиловская, Ленинский проспект, Кунцево, Сокольники — здесь находились дома, часть квартир в которых предназначалась для размещения сотрудников посольств.
К ремонту и отделке допускались только иностранные специалисты.
Первыми на архитектурно-строительный рынок Москвы пришли датчане и австрийцы.
Архитектор Анастасия Стенберг в 1989 году работала в компании «Сканфлот» — совместном советско-датском предприятии, отпочковавшимся от датской компании «Дэниш ремонт».
«Управлению дипкорпусом принадлежали квартиры в целом подъезде дома, либо на одном из этажей. Мы объединяли имеющиеся квартиры и адаптировали их под европейские стандарты.
Нашими заказчиками были канадское, сингапурское, израильское посольства, на территории австралийского посольства (особняк Шехтеля) мы спроектировали и построили отдельно стоящий офис. Все для ремонта везли из Дании: мебель, сантехнику, светильники, двери, пластиковые окна, краску для стен, ковролин. Километры ковролина — он был популярен. В Москве не было ничего», — вспоминает Анастасия.
Советская действительность усилиями иностранных архитекторов и строителей превращалась в жизненное пространство, привычное для европейца. Это, собственно, и был евроремонт, пока еще без дополнительных смысловых коннотаций.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Я, как практикующий интерьерный дизайнер, давно интересуюсь темой постсоветских квартир. Интересуюсь профессионально — готовлю к публикации монографию, посвященную интерьерам той эпохи. За годы работы над книгой собрано огромное количество материала, но вопрос все равно остается открытым. Потому буду рада любым профессиональным замечаниям архитекторов, дополнениям и вашим личным воспоминаниям об интерьерах обсуждаемой эпохи: делитесь в комментариях под каждой статьей!
Дизайн типовых квартир (25 фото)
Для каждой эпохи характерны собственные черты, которые в первую очередь проявляются в строительстве многоэтажных жилых домов. Внешнее однообразие, идентичные планировки, использование одинакового строительного материала – вот, что отличает одну серию домов от другой. Несмотря на то, что большинство квартир в настоящее время родом из СССР, создать дизайн типовой квартиры можно таким образом, что он будет отвечать самым современным требованиям.
Имеющиеся в настоящее время типовые жилые дома по эпохе строительства можно разделить на несколько условных категорий. В каждой из них есть свои достоинства и недостатки, которые можно выигрышно подчеркнуть или, напротив, завуалировать, стоит лишь грамотно разработать интерьер типовой квартиры.
Первые типовые дома стали строиться в конце 30-х – начале 50-х годов прошлого столетия и получили название «Сталинки». Квартиры этого типа отличают высокие потолки (до 3,5 метров) и большие площади. Нередко встречались однокомнатные и двухкомнатные квартиры площадью до 50 м² и 70 м² соответственно, а площадь трехкомнатных и вовсе доходила до 85 м². К достоинствам этих домов относится также хорошие шумо- и теплоизоляция, в силу того, что строились они из кирпича.
Оформить интерьер типовой квартиры, причисляющейся к этой категории, не откажется ни один профессионал. Ведь какими бы смелыми не были идеи по дизайну типовой квартиры, воплотить их в жизнь не составит труда.
Конец 50-х годов ознаменовался возведением новых четырех- и пятиэтажных панельных и блочных домов, которые прозвали «Хрущевками». В это время страна остро нуждалась в массовом и недорогом строительстве жилья. Именно поэтому новые квартиры характеризовались невысокими потолками, маленькой кухней (до 6 м²) и совмещенными санузлами. Как правило площадь однокомнатных «Хрущевок» не превышала 30 м², двухкомнатные были не больше 43 м², а общая площадь трехкомнатных – в среднем 60 м².
Создавая органичный и функциональный дизайн типовой квартиры такой серии, приходится стараться. Чтобы хоть как-то увеличить пространство все чаще в «Хрущевках» прибегают к объединению гостиной и кухни и используют некоторые дизайнерские хитрости – отдают предпочтение светлым тонам, приобретают низкую мебель, играют со светом – все это позволяет визуально увеличить площадь помещения.
С середины 60-х годов прошлого века стали возводить девятиэтажные дома, а чуть позже появились и первые двенадцатиэтажки. Достоинствами этих квартир является продуманное расположение комнат и большие площади. Именно поэтому прозвали их квартирами улучшенной планировки. В народе же, по аналогии с предшествующими сериями, их называли «Брежневки», что не совсем справедливо ведь некоторые наиболее удачные проекты используют при строительстве домов даже в настоящее время. Профессиональный дизайн типовых квартир улучшенной планировки, разработанный с учетом требований владельца, позволит превратить стандартное помещение в оригинальное, со своей душой.
С начала 90-х годов XX века термин «дизайн типовых квартир» стал не так актуален, ведь все больше стали отходить от стандартных планировок, и эта тенденция сохранилась и по настоящее время. Каждый новый многоэтажный дом отличается от других. Квартиры в этих домах славятся большими площадями, индивидуальные планировки создаются исходя из требований покупателей, а в качестве отделочных материалов используются самые современные.
Именно с дизайном типовых квартир (если все же использовать это определение) такого вида сталкиваются профессионалы чаще всего. Претворить в жизнь в таких квартирах можно любые дизайнерские фантазии, ограничены они будут лишь пожеланиями хозяина и его возможностями.
Каждый владелец типовой квартиры мечтает превратить ее в особенную, уникальную. Забыть о том, что родом она из СССР и сделать ее современной и стильной. Какой бы невозможной казалась эта задача, приложив небольшие старания и включив воображение, можно создать интерьер типовой квартиры, который ни по каким параметрам не будет уступать оформлению современных «элиток».