Дизайн кабинета в школе

Дизайн кабинета в школе

Интерьер класса в школе: современный дизайн образовательного пространства

В оформлении пространства отдаем приоритет тем цветам, которые стимулируют мозговую деятельность

Переступая порог дома, сразу можно сделать вывод о его хозяевах. Это касается и любого учебного заведения. Если мы хотим, чтобы в сознании ребенка образовательное пространство вызывало желание творчески и индивидуально развиваться, давайте еще раз пристально посмотрим на интерьер класса в школе, на коридоры, рекреации, кабинеты, библиотеку, школьную столовую и определимся, что же нуждается в переделке — тем более что полету фантазии есть, где разгуляться.

О том, что безопасность на первом плане мы уже подробно говорили в статье про современный школьный интерьер. Повторяться не будем, а уделим внимание дизайну.

  • Особенности школьного интерьера
    • Пусть всегда встречает нас наш просторный светлый класс
      • Посетим начальную школу
      • Пройдем по кабинетам среднего и старшего звена
  • Оформление школьной библиотеки – колоссальный труд
  • Школьная столовая — как здорово звучит!
  • Дизайн интерьера школы иностранного языка
    • Современный дизайн интерьера частной школы
  • Оформление детского сада в современном стиле

Особенности школьного интерьера

В оформлении интерьера хорошо смотрится цветной металл и пластик в едином цветовом решении

Дизайнерское решение оформления школьного интерьера призвано обеспечить:

  • Развитие свободной, мыслящей и гармоничной личности;
  • Зону для обучения и воспитания
  • Зону для общения и отдыха;
  • Зону для физического развития;
  • Зону для игр.

Давайте оставим в прошлом привычный для нас с детства серо-голубой оттенок школьных классов и коридоров, и попробуем воплотить в жизнь свои творческие идеи при помощи ярких цветов и интересных образов. Прежде, чем начать, нам необходимо будет обдумать и составить единый дизайнерский сценарий, детально разработав план действий оформления всей школы.

И до того как мы приступим к составлению такого плана, давайте сначала посмотрим, каким может быть дизайн интерьера школы:

Пусть всегда встречает нас наш просторный светлый класс

Класс, в котором идет образовательный процесс — это рабочее помещение. Его внутренне пространство должно располагать к продуктивной работе и получению знаний, развитию способностей у учащихся. Интерьер класса оборудуется согласно действующим нормативам, и зависит от возрастной категории.

Посетим начальную школу

Важно: ученики младшего школьного возраста больше любят теплые тона, однако не стоит перенасыщенность классное пространство желтыми и оранжевыми цветами. Это ведет к быстрой утомляемости. Следует также учесть, что насыщенный фиолетовый цвет на психику действует угнетающе.

Оборудуя интерьер классного пространства младших школьников необходимо предусмотреть следующие зоны:

  • Учебная зона;
  • Зона для игр;
  • Зона для занятий творчеством;
  • Уголок живой природы;
  1. Цветовое решение учебного кабинета для младших школьников желательно оборудовать так, чтобы пространство, свет и цвет в зависимости от оборудования той или иной зоны ненавязчиво сменялось.
  2. Стабильную рабочую обстановку во время урока помогают создать спектры голубых, желтых и зеленых тонов. В них рекомендуется окрашивать большие плоскости — потолок, пол, стены.
  3. Мебель должна быть вместительной, чтобы там можно было удобно расположить методические пособия, таблицы, дидактические игры, папки для уроков труда и рисования.

Давайте рассмотрим некоторые варианты, представленные на фото:

Пройдем по кабинетам среднего и старшего звена

У учеников среднего звена проявляется интерес к холодным оттенкам, а в старших классах опять растет интерес к теплым тонам, но по сравнению с начальной школой усложняются композиции и некоторые нюансы. Кабинеты русского языка и литературы, иностранных языков, химии, биологии, физики и все остальные будем оснащать рационально — здесь учебный процесс будем организовывать, учитывая специфику предмета.

Вашему вниманию предлагается небольшая инструкция оформления кабинетов по специфике:

Школьный кабинет Что необходимо включить в дизайнерское оформление
Кабинет информатики Так как это кабинет компьютерных технологий, то идею дизайна можно предложить продумать ученикам старших классов.
Кабинет истории и обществознания Здесь будут уместны портреты великих полководцев, известных исторических личностей, карты великих сражений.
Кабинет геометрии и алгебры Необходимую атмосферу будут создавать плакаты, содержащие основные формулы, изображения геометрических фигур, портреты известных математиков.
Кабинет биологии Оформлять лучше материалами, на которые будет ссылаться учитель во время проведения уроков.
  • Эти материалы должны меняться периодически, в соответствии с тем, какая изучается тема.
  • Могут также сменяться материалы по достижениям биологической науки, материал по краеведению.
  • А постоянными могут быть материалы по охране окружающей среды, схемы по развитию органического мира.
Кабинет географии Здесь уместна будет фреска или роспись на потолке с розой ветров, фотоколлажи из походов и экскурсий, фотообои с красивыми видами природы. Стены кабинета можно оформить изображениями Эпохи Великих географических открытий.
Кабинет иностранного языка Атмосферу изучения языка будет создавать галерея с портретами деятелей истории, культуры и искусства той страны, чей язык изучается. Хорошо, если будут размещены высказывания знаменитых людей, таблицы, демонстрирующие написание и разбор слов на языке изучения.
Кабинет физики и астрономии Изучение астрономии очень сильно зависит от оформления кабинета: большинство космических объектов не можем разглядеть даже в ночное время. Поэтому кабинет должен в своем оформлении иметь подвижные карты звезд и глобусы, астрономические календари, плакаты с формулами основных законов.
Кабинет русского языка и литературы Для отработки техники письма часть доски должна быть разлинована, в кабинете надо иметь экспозиционные стенды, где можно было бы организовать выставку тетрадей, различной литературы, различных справочных таблиц, календаря знаменательных дат.
Кабинет музыки В кабинете музыки может находиться стеллаж с различными музыкальными инструментами, портреты композиторов, стенды, отражающие нотную грамоту. Также можно эстетично расположить оборудование и инвентарь, помогающий в подготовке к культурным мероприятиям, концертам, театрализованным постановкам.
Читать еще:  Модный интерьер 2020

В среднем и старшем звене не следует:

  1. Перегружать пространство класса наглядными пособиями, которые не имеют отношения к данному уроку;
  2. Использовать в дизайне яркие вставки, хотя они и снимают усталость и утомление цветом;

Проект Дизайна школьных кабинетов

Управление системой образования администрации

Районная учительская конференция

на секции учителей ИЗО, черчения и МХК:

«Проект Дизайна школьных кабинетов»

Составил: учитель ИЗО и черчения

МОУ «Клишинская средняя общеобразовательная школа»

По определению, «проект» — это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектность – определяющая черта современного мышления, один из важных признаков современной культуры в едвали не во всех её основных аспектах, связанных с творческой деятельностью человека.

Основная цель проекта – предоставление продукта в графической форме – чертежи, схемы, макеты. К целям проекта не относится создание реального продукта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Проект дизайна школьных кабинетов является составной частью исследователь-ской работы «Изучение экологического состояния школьных кабинетов» выполняемой учащимися 10 и 11 классов Клишинской средней общеобразовательной школы, в которой все исследо­вания имели целью выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме школы и устранить или уменьшить влияние негативных воздействий на здоровье наших учащихся и работников этого учреждения. И в дальнейшем выделился как отдельная проектная работа, посвященная определению уровня экологической комфортности учебных кабинетов и оценке визуального и эмоционального восприятия школьных помещений, с последующим внесением дизайнерских предложений по изменению интерьера учебных комнат.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале) – наиболее эффективно развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, воспитывает здоровые потребности человека.

«Экологическое проектирование»- основа деятельности экологического дизайна, предполагает воспитание «специалистов-дизайнеров» в понятиях гармонии человека и природы.

Проект экологического дизайна направлен на формирование у учеников бережного отношения к природе, они учатся ценить и уважать природные объекты.

Изначально проект направлен на развитие творческой активности школьников. В нашем проекте, предполагается, что обустраивать учебное пространство будут учителя вместе с учащимися. Более полный паспорт проекта экологического дизайна представлен в Приложении 1.

Цель проекта: создание дизайна выбранных учебных кабинетов, в которой проходят занятия; творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии, в контексте экологического образования.

1) Изучить уровень представлений учащихся о дизайне, познакомить их с основами дизайна

2) Сформировать инициативную группу по работе над проектом

3) Создание рисунка-эскиза декорирования аудитории.

4) Определить и организовать виды деятельности, предлагаемые учащимися для самостоятельной работы и работы в группе, в классе

5) Анализ результатов проекта, распространение информации о проекте

Также планируя реализацию проекта, следует продумать, какие конкретные действия нужно предпринять, чтобы решить каждую из задач, какие методы работы выбрать.

Важный аспект разработки эколого-образовательного проекта заключается в том, что значительную часть мероприятий по планированию и проведению проекта учитель осуществляет вместе с учениками.

Этапы работы над проектом:

1. Теоретическая часть

Эстетическое конструирование предметной среды, окружающей человека (вещей, машин, внутреннего пространства зданий), ос­нованное на принципах сочетания удобства, экономичности и кра­соты, называется дизайном.

Посредством дизайна как процесса-действия формируется эстетически завершённый, целесообразный, функционально оптимизированный пространственно-предметный ансамбль — среда человеческого обитания. При этом в процессе формирования среды обитания эстетическая составляющая призвана также обеспечивать преобразование или доводку нужного и полезного в прекрасное, функциональное, благородное.

Таким образом, дизайн это процесс позитивного изменения окружающей среды, в котором задействован каждый человек, так или иначе обустраивающий пространство вокруг себя.

Первый вопрос, который был изучен в нашей работе, касался интерьера. Выяснилось, что интерьер помещений оказывает существенное воздействие на состояние человека. Правильно сформированный жилой ин­терьер создает душевный комфорт, хорошее настроение и спо­собствует продуктивной работе и приятному отдыху. Большое значение при этом име­ют размещение мебели и предметов, освещение, цветовая гамма, текстуры отделочных материалов, то есть дизайн в целом.

Дизайнер интерьера стремится найти такую форму, пропорции, цвет которые вызы­вали бы определенный эмоциональный отклик. Важным фактором, влияющим на настроение и самочувст­вие человека, является и цветовая гамма помещения. Швейцарский художник Иоханнес Иттен крупнейший исследователь цвета писал, что «Развитие химии красок, моды и цветной фотографии вызвали общий широкий интерес к цвету, причём чувство цвета у многих людей значительно утончилось. Однако современный интерес к цвету почти целиком носит визуально-материальный характер и игнорирует смысловые и духовные переживания. Цвет, излучаемая им сила, энергия, действуют на нас положительно или отрицательно независимо оттого, сознаём мы это или нет. Цвет, действительно, должен переживаться не только зрительно, но психологически и символически».

Читать еще:  Журнал хаус интерьеры

Так замечено, что горизонтальная линия вызывает чувство покоя;

вертикальная — стремления вверх;

наклонная — неустойчивого положения;

вертикальные полосы делают помещение зрительно выше;

клетчатый узор пола придает ему статичность (что весьма желательно);

клетчатый или линейный узор стен, пола или потолка, а также однообра­зие повторяющихся предметов вызывают агрессивность (и могут даже вызвать
расстройство психики).

Окраска помещения также влияет на восприятие:

• помещение с темными потолками кажется ниже;

• длинная комната или коридор кажутся короче при ярко окрашенной даль­ней стене;

• белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют
помещение в своем направлении.

Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, тем­пературы, движения и на психическое состояние:

• красный, оранжевый, желтый человеческий глаз воспринимает как теп­лые тона;

• синий и фиолетовый — как холодные;

• у зеленого цвета есть холодные и теплые оттенки.

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние и систематизировал виды цвета по их психофизическому воздействию.

Влияние на физическое здоровье

Влияние на психику

Лечит депрессию, спо­собствует укреплению нервов

Помогает сосредоточить­ся, повышает творческую активность, стимулирует умственную деятельность.

Подавляет аппетит, по­могает расслабиться, бла­готворно воздействует на дыхательную систему, снижает остроту зрения

Вызывает чувство по­коя, снимает эмоцио­нальное напряжение

Способствует регенера­ции клеток, укрепляет иммунную систему, ста­билизирует давление и сердечную деятельность

Снимает напряжение, успокаивает (нежный, умиротворяющий, спокойный).

Способствует пищева­рению, активной работе почек, мочевого пузыря, благотворно влияет на состояние костных тка­ней, зубов, волос

Бодрит, снимает уста­лость, борется с депрес­сией

Стимулирует работу мозга, а также выработ­ку гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего ор­ганизм, возбуждает деятель-ность сердца и легких, увели-чивает со­противляемость орга-низма простудным заболеваниям.

Способствует возник­новению угнетенного состояния

Улучшает пищеварение, стиму-лирует физиче­скую активность

увеличивает мускульное напря-жение, учащает ритм дыхания,
способствует повышению кровя-ного давления.

Повышает раздражи­тельность и агрессив­ность

Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной системы, забо­леваниях горла и орга­нов дыхания

Снимает напряжение, успокаивает

Наиболее благоприятны для человеческого глаза зеленый, желтый, голу­бой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют ус­покаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды.

Иттен говорит: «Эффекты разнообразного воздействия цвета и возможность управлять ими должны стать основой эстетического учения о цвете. При этом проблемы субъективного восприятия цвета оказываются особенно важными в художественном воспитании, искусствоведении, архитектуре и для художников, работающих в области рекламы и моды».

2. Практическая часть

2.1. Изучив теоретические основы дизайна интерьера, нашу работу мы начали с оценки визуального и эмоционального восприятия школьных помещений и определения уровня их экологической комфортности. Применили такие методы, как анкетирование и интервьюирование учащихся стар­ших и средних классов с последующей статистической обработкой и ана­лизом полученных данных.

Перед анкетированием мы просили опрашиваемых быть объективными, и чтобы кабинет не ассоциировался с изучаемым предметом, который здесь преподается.

В анкетировании и интервьюировании приняло участие 50 человек.

Опросный лист выглядит следующим образом:

Опросный лист на тему: «Визуальное и эмоциональное восприятие школьных кабинетов»

Мы собираем информацию о том, комфортно ли ученики на­шей школы чувствуют себя в следующих учебных кабинетах: биологии, химии, трудового обучения, ИВТ, ОБЖ и английского языка, математики.

Сообщите, пожалуйста, краткую информацию о себе, указав

возраст (полных лет)_________________________

Пожалуйста, оцените по пятибалльной шкале каждый из критериев.

6 ошибок, которые губят пространство школы

Устаревшие подходы к архитектурному дизайну школы, которые использовать уже грешно.

К архитектурному дизайну образовательных помещений массовое отношение на постсоветском пространстве не меняется уже много лет — минимум индивидуальности, максимум утилитарности. Есть где сидеть? Есть окна-двери? Лампочки горят электрические? Вот и хорошо. А комфорт, эстетика, функциональность — это, может быть, со временем само придёт.

Читайте также :

На постсоветском пространстве сейчас создаётся не так много нетиповых школьных проектов. Можно назвать UWC Dilijan, Международную школу Казани, Центр образования «Царицыно» в совхозе им. Ленина, Хорошевскую гимназию («Хорошколу»), проектируемые «Умную школу» и «Летово». Пока что единичные случаи.

Вот слова Алексея Муратова, куратора КБ «Стрелка» (одного из крупнейших государственных подрядчиков в сфере урбанизма):

Все школы, выполненные по индивидуальным архитектурным проектам, проектируются в основном на деньги частных инвесторов, государство выпускает типовые проекты. Хотя, в России, как и во всем мире, идет активный поиск новых архитектурных решений для школ, которые, по сути, становятся вторым домом для учеников на девять-одиннадцать лет.

Читайте также :

Если с дизайном личного пространства сегодня всё более-менее понятно — есть уже сформированные правила работы с помещениями, развитая колористика, определившиеся интерьерные стили, работающие принципы зонирования — то с дизайном образовательных пространств всё не так однозначно. Сложно увидеть ошибки и откровенно устаревшие идеи, если ты в этом пространстве находишься каждый день.

Поэтому так важно собрать в одном месте те подходы к архитектурному дизайну школы, которые использовать уже грешно.

Ошибка № 1. Использовать яркие цвета и иллюстрации в интерьере

Очень часто в стремлении обновить или декорировать помещение на стенах появляются масштабные полотна на заданную тематику — например, природа, сказочные персонажи и сцены, животные и так далее. Почему это плохо? Потому что, во-первых, это уже готовое решение, которое никак творчески не переосмыслить, а, во-вторых, такое решение откровенно утомляет уже через короткое время.

Читать еще:  Названия дизайн проектов

Что с этим делать? Использовать гармоничную, приглушённую цветовую палитру благородных тонов. Яркими цветами можно маркировать отдельные зоны (например, игровую) и кодировать пространства (например, использовать полосы разного цвета на прозрачных дверях). Главное — стены помещения должны служить фоном для проявления детской активности и творчества. Они должны не затмевать детей, а наоборот, подчёркивать их деятельность. Главное украшение школы — дети и их работы, а не художественное оформление.

Ошибка № 2. Ограничить задачу помещения одной функцией

Самая популярная расстановка парт в классе — фронтальная: стоящие в три ряда парты перед главной сценой — доской. Самый популярный вид коридора — длинное помещение с дверями по одну сторону и окнами по другую. Так мы ограничиваем класс одной единственной функцией — сидеть на строго определённом стуле, а коридор — другой единственной функцией — либо ходить по строго заданной траектории, либо сидеть в специально назначенном месте. А почему в коридоре нельзя, например, полежать и почитать? Любое помещение в школе призвано быть многофункциональным, расширяющим пространство возможностей, а не ограничивающим его.

Что с этим делать? Мебель в помещении должна быть прежде всего мобильной, чтобы из нескольких предметов можно было быстро составить разные комбинации — для индивидуальной или групповой работы, для презентаций и выступлений, для дискуссий и мастер-классов. Коридор вообще должен перестать исполнять роль перехода из одного места в другое, а превратиться в обширную зону отдыха, развлечений и развития. Здесь есть место и для уютных гнёздышек с приглушённым светом, и для больших мягких зон для целой компании. Здесь могут быть стеллажи с книгами и настольными играми, стол для тенниса, шведская стенка. Главное — максимально насыщать пространство, при этом не нарушая общей цветовой и стилистической гармонии.

Ошибка № 3. Ограничить места для детей в инвалидных колясках

Нарисовать жёлтую полосу на полу, указывающую движение коляски, и такой же жёлтой полосой оградить пространство вокруг парты в классе — это не включение ребёнка в единое пространство школы, а лишь имитация. Таким способом можно лишь запереть ученика в клетке тех мест, которые предназначены «специально для него». А кто-то при этом думает о том, как ему из этого места выбраться?

Что с этим делать? Чтобы сделать среду действительно доступной для всех, можно для начала сесть в инвалидную коляску, попробовать подняться на крыльцо и открыть самостоятельно дверь. Так можно выяснить множество тонкостей, на которые в иных условиях и внимания не обратишь — не слишком ли тугой доводчик у двери, не слишком ли высоко расположена ручка, не слишком ли крутой подъём. Внутри здания тоже есть о чём позаботиться помимо жёлтых прямоугольников: нет ли высоких порогов, тяжёлых дверей, узких проходов. Вот когда человеку в коляске не придётся думать о преодолении преград, тогда пространство и можно назвать по-настоящему доступным.

Ошибка № 4. Сделать помещения единообразными

Под единообразием в стандартном понимании скрывается банальная скука. Пол везде одного цвета. Двери и окна — одного размера, фактуры и цвета. Мебель одинаковая, чтобы никто не ссорился. Расположение мебели тоже. А ведь сложность среды — это один из факторов оценки уровня стимулирующей функции пространства. Учебная среда должна этой функцией обладать — стимулировать своих жителей к творчеству, к движению, к взаимодействию.

Что с этим делать? Подумать, как можно усложнить среду, не нарушив её функциональности и эстетики. Сделать её неоднородной, с разными текстурами, цветами разной насыщенности, разными зонами, структурно организованными и горизонтально (зоны в одной плоскости), и вертикально (подиумы, вторые уровни и так далее). Двух одинаковых классов в школе быть вообще не должно!

Ошибка № 5. Оставить стены непроницаемыми

Переходим к незыблемому — к школьным кабинетам. Самый жизнеспособный вариант организации помещений на сегодня — это площадь, ограниченная бетонными стенами.

Что с этим делать? Стены пора раскрывать. Например, стены, прилегающие к общему пространству, можно сделать прозрачными (полностью или частично), заменить массивными колоннами с прозрачными перегородками. Да хотя бы просто сделать двери со стеклом. Прозрачность создаёт внутреннее единство.

Ошибка № 6. Свести всё к покраске стен

Никакая реновация не может осуществляться за счёт простых косметических операций над уже существующим. Это такая же иллюзия изменений, как и в случае с лже-инклюзией. Если в здании идёт подготовка к капитальному ремонту, последнее, что нужно сделать — это определяться с маркой и цветом новой краски.

Что с этим делать? Вообще ещё на этапе планирования ремонтных работ хорошо бы подумать, какие структурные изменения позволяет провести бюджет. Если денег не очень много, можно обойтись простыми решениями — прорубить окна из класса в коридор, поработать над цветовым зонированием и маркировкой, соорудить простые подиумы. В общем смысле Артемий Лебедев в своём руководстве по оформлению школ ориентировался именно на более-менее бюджетные изменения, хотя некоторые решения можно назвать спорными (например, готовые орнаменты для стен). Если же планируется полная архитектурная реновация, главное правило, о котором нужно помнить, сводится к следующему: образовательное пространство должно быть комфортным, открытым и разнообразным.

Задавать вопросы необходимо к каждому элементу пространства: если это подиум, то зачем он здесь, что на нём будет находиться, какую роль он играет, не будет ли он никому мешать? Если дизайнерский проект акцент ставит на декоративных решениях и не осмысляет функциональность пространства — это неправильный проект.

Строительный журнал
Добавить комментарий